ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
(Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (разработан Минэкономразвития РФ))Налог на прибыль организаций. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Транспортный налог
В 2009 году в видовой структуре инвестиций возросла доля инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий в здания и сооружения до 60,8% против 56,2% в 2008 году. Это относительное увеличение было обусловлено значительным сокращением вложений предприятий в машины, оборудование и транспортные средства, доля которых в структуре инвестиций уменьшилась до 33,1% (в 2008 году - 37,7 процента). Учитывая высокие темпы роста производства продукции отечественного машиностроения (оценка 2010 г. - 120,2%) и высокие темпы роста импорта машиностроительной продукции (123,9%), уже в 2010 году в структуре инвестиций ожидается повышение доли машин, оборудования и транспортных средств, в последующие годы прогнозируется уровень до 40 процентов.
По оценкам, к 2013 году доля инвестиций в здания и сооружения снизится до 54%, это позволит обеспечить вводы жилья в объеме 65 млн. кв. метров в 2012 году и около 67 млн. кв. метров в 2013 году.
По варианту 1b темп роста инвестиций в основной капитал в 2011 году может не превысить 7,3% в год, в 2012 - 2,8%, в 2013 - 5 процентов.
Прогноз по варианту 1b учитывает риск того, что крупные компании топливно-энергетического комплекса не смогут в полном объеме обеспечить рост инвестиций, заявленный в инвестпланах, что приведет к переносу сроков реализации ряда проектов, а также снижению инвестиционной активности более мелких компаний топливно-энергетического комплекса.
Так, за первое полугодие 2010 г. к аналогичному периоду прошлого года значительно сократились инвестиции в транспортирование по трубопроводам - на 12,7%, прежде всего, за счет транспортирования по трубопроводам нефти (на 36,3%) и нефтепродуктов (на 44 процента). Резко снизились инвестиции в добычу природного газа и газового конденсата (на 24,1%) за январь - июнь 2010 года относительно соответствующего периода прошлого года. Если финансирование инвестиционных программ не будет компенсировано во втором полугодии, то по итогам 2010 года прирост инвестиций в основной капитал в целом по экономике составит около 1,8 процента.
К 2013 году уровень расходов федерального бюджета на развитие транспорта может составить около 55% от запланированного уровня на этот год в докризисный период, что отразится на развитии транспортного комплекса, играющего ключевую роль в снижении издержек в экономике, а также в обеспечении социальной стабильности.
В результате более медленных темпов восстановления экономики медленнее будут расти инвестиции в обрабатывающую промышленность. Ожидается стагнация инвестиционной активности в металлургическом комплексе, в производстве транспортных средств и оборудования (существует риск, что некоторые инвестиционные проекты в автомобилестроении не будут реализованы).
На государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия предусмотрено выделение бюджетных ассигнований на уровне 2011 года, таким образом, разница относительно варианта 2b в 2012 году составит около 11%, а в 2013 году - 17 процентов. Подобное снижение финансирования может отрицательно сказаться не только на развитии аграрного производства, но и в целом на развитии сельской местности, снизив производительность труда в сельском хозяйстве и уровень доходов сельского населения.
В структуре финансирования инвестиций доля собственных средств будет выше, чем в варианте 2b, за счет меньших возможностей по привлечению заемных ресурсов и более низкого уровня государственных инвестиционных расходов.
Динамика демографических показателей до 2013 года предусматривается исходя из среднего варианта прогноза Росстата до 2030 года.
Успешная реализация демографических программ по стимулированию рождаемости позволит увеличить ее уровень с 12,4 на 1000 населения в 2009 году до 12,5 в 2010 году. Однако в 2011 - 2013 гг. сократится численность женщин активного репродуктивного возраста (20 - 29 лет), что приведет к снижению общего коэффициента рождаемости с 12,3 на 1000 населения в 2011 году до 11,8 в 2013 году.
Консолидация ресурсов приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, ряда федеральных целевых программ, внепрограммных мероприятий будет способствовать дальнейшему замедлению темпов естественной убыли населения за счет снижения уровня смертности (с 14,2 в 2009 году до 13,7 в 2013 году). Численность постоянного населения в 2013 году увеличится до 142,1 млн. человек.
Предстоящие годы будут характеризоваться влиянием ряда неблагоприятных демографических факторов, обусловленных изменением структуры населения.
Численность населения в трудоспособном возрасте будет ежегодно сокращаться. В трудоспособный возраст продолжат вступать относительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения, а выбывать - многочисленные поколения рожденных в послевоенные годы.
Увеличение населения старших возрастов приведет к росту демографической нагрузки, что потребует от государства дополнительных расходов на выполнение социальных обязательств.
Вследствие сокращения численности населения в трудоспособном возрасте будет сокращаться и численность экономически активного населения. Даже с учетом положительного сальдо миграции и при сохранении высокого уровня экономической активности численность этой категории населения за четыре года сократится на 0,4 млн. человек - с 73,3 млн. человек в 2009 году до 72,9 млн. человек в 2013 году.
Страницы: 33 из 159 <-- предыдущая cодержание следующая -->