Официальные документы

СТРУКТУРА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

(Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (разработан Минэкономразвития РФ))

Налог на прибыль организаций. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Транспортный налог




Согласно индексу открытости национальных экономик для международной торговли за 2010 год, Россия оказалась на 48 месте по доступности и качеству транспортной инфраструктуры, при этом по качеству железнодорожной инфраструктуры Россия заняла 33 место, по качеству водных портов - 82 место, воздушных портов - 87 место, а по качеству автодорожной инфраструктуры оказалась почти в конце списка - на 111 месте. Развитие транспортной инфраструктуры является капиталоемким процессом, и в 2011 году предполагается рост расходов федерального бюджета на модернизацию транспортной инфраструктуры в 1,26 раза к уровню 2009 года, включая расходы через механизм ФЦП, непрограммной части ФАИП, взносов в уставный капитал транспортных компаний, расходы через Инвестиционный фонд и Дорожный фонд. В 2012 и 2013 году предполагается увеличение расходов федерального бюджета на развитие транспорта в номинальном выражении. Однако к 2013 году уровень расходов федерального бюджета на развитие транспортного комплекса может составить около 90% от запланированного уровня на этот год в докризисный период. Если сокращение расходов федерального бюджета не будет компенсироваться ростом расходов региональных бюджетов и внебюджетных источников, то это приведет к ухудшению состояния транспортной инфраструктуры, а в долгосрочной перспективе потребует значительного увеличения расходов на строительство и ремонтно-эксплуатационные нужды.
Несмотря на наблюдаемое оживление производства обрабатывающей промышленности, недостаток собственных финансовых средств предприятий может стать причиной того, что рост инвестиций в среднесрочной перспективе во многом будет обусловлен именно программами господдержки отечественного производства. Реализация инвестпланов авто- и авиапроизводителей в варианте 2b предполагает рост инвестиций в транспортное машиностроение в 2011 году более чем в 2 раза. Финансирование высокотехнологичного комплекса будет являться приоритетной статьей бюджетных расходов. К 2013 году в структуре инвестиционных расходов федерального бюджета доля высокотехнологичного комплекса может увеличиться почти до 30 процентов. При этом рост расходов на ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008 - 2015 годы" ожидается более чем в 3,5 раза к уровню 2010 года, ФЦП "Развитие гражданской морской техники на 2009 - 2016 годы" - почти в 3 раза, ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" - более чем в 1,7 раза, космического комплекса ("Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы", "Глобальная навигационная система", "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы") - в 1,4 раза.
Неблагоприятная климатическая ситуация может привести к сокращению инвестиций в основной капитал АПК в 2010 - 2011 годах. Оживление инвестиционной активности ожидается с 2012 года. При этом в 2011 - 2013 гг. предполагается поддержание инвестиционных расходов федерального бюджета на сельское хозяйство (по ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года", ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года", ФЦП "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2014 годах", непрограммной части ФАИП и Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы на уровне 120 - 137 млрд. рублей в год в зависимости от варианта развития.
С 2011 года предполагается сокращение финансирования проектов в рамках ФЦП развития регионов, что обусловлено завершением реализации подпрограммы "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" к 2012 году, а также снижением бюджетных ассигнований (почти в 2 раза) на реализацию ФЦП "Юг России". На завершение региональных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, предполагается направить около 10% от общего объема Инвестиционного фонда.
К приоритетам инвестиционных расходов федерального бюджета относятся строительство олимпийских объектов, проведение саммита АТЭС, универсиады в г. Казани.
Рост инвестиций в развитие человеческого капитала в 2012 - 2013 гг. превысит темпы роста инвестиций в среднем по экономике, при этом помимо увеличения объема бюджетных расходов предполагается, что отрасли образования и здравоохранения будут в большей степени привлекать частный капитал.
В 2009 году в источниках финансирования инвестиций резко сократилась доля собственных средств компаний (до 36,3% с 40% в 2008 году). При этом предполагается, что восстановление экономики, а также достижение прогнозируемого "комфортного" уровня цен на нефть выше 75 долларов США за баррель и ускорение роста прибыли до 15% к концу прогнозного периода позволят компаниям наращивать инвестиции за счет собственных средств, их доля к 2012 году может восстановиться до докризисного уровня. Инвестиции за счет кредитов в среднесрочной перспективе будут расти двузначными темпами, их доля в источниках финансирования инвестиций к 2013 году превысит 20 процентов. В прогнозный период продолжится тенденция сокращения доли государственных капитальных вложений в структуре инвестиций. В целом предполагается использование государственных средств как катализатора для привлечения частного капитала, особенно в инновационный сектор. Среди мер государственной поддержки, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата, можно выделить налоговые льготы, снижение административных барьеров и меры по защите конкуренции.

Структура источников финансирования инвестиций
в основной капитал

В настоящее время в связи с необходимостью повышения эффективности бюджетных расходов разрабатывается концепция преобразования (укрупнения) существующих сегодня федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы в государственные программы, позволяющие концентрировать средства, расходуемые по различным ведомствам и уровням власти.


Страницы: 32 из 159  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->