СБЕРЕЖЕНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА И ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ И АКТИВАХ
(Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (разработан Минэкономразвития РФ))Налог на прибыль организаций. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Транспортный налог
Во-вторых, с 2011 года благодаря увеличению ставки страховых взносов с 26% до 34% тенденция нарастания отрицательного баланса отчислений на социальное страхование и выплат по социальным пособиям прекратится, и дефицит между ними снизится с 6,1% ВВП в 2010 году до 4,3% ВВП в 2013 году. В связи с этим возрастет относительная величина чистых текущих трансфертов, основную долю которых формирует баланс отчислений на социальное страхование и выплат социальных пособий. К 2013 году величина чистых текущих трансфертов, полученных сектором государственного управления, увеличится до 3,8% ВВП против 2,1% ВВП в 2010 году.
В то же время после исчерпания в 2011 году средств Резервного фонда планируется финансирование дефицита федерального бюджета преимущественно за счет государственных заимствований и доходов от приватизации государственного имущества. Это приведет к тому, что активный баланс чистых доходов от собственности сектора государственного управления снизится с 1,1% ВВП в 2010 году до 0,6% ВВП в 2013 году.
Исходя из проекта основных направлений бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 гг. расходы федерального бюджета сократятся до 19,7% ВВП к 2013 году против максимального значения в 24,7% ВВП в 2009 году. Вслед за относительным снижением бюджетных расходов снизятся и расходы сектора государственного управления на конечное потребление до 17,2% ВВП в 2013 году против ожидаемых 19,2% в 2010 году.
При принятом сценарии сокращение потребления по сравнению с увеличением располагаемых доходов приведет к росту уровня сбережения государства - с 1,7% ВВП в 2010 году до 5,3% ВВП в 2013 году (в предкризисном 2008 году - 14% ВВП). За счет этих сбережений государство сможет профинансировать намечаемые в бюджетных проектировках инвестиционные расходы сектора. Это позволит снизить чистое заимствование сектора государственного управления с 6,6% ВВП в 2010 году до 3,3% ВВП в 2013 году.
После многолетнего стабильно высокого уровня валового сбережения российской экономики, относительный размер которого достиг своего максимума в 2007 году (31,4% ВВП), в прогнозный период нисходящий тренд, имевший место в 2008 - 2009 гг., будет преодолен. Уровень сбережения вырастет до 26,4% ВВП в 2013 году, но темпы его роста существенно замедлятся по сравнению с 2010 годом. Межсекторные пропорции сберегаемых ресурсов при принятых параметрах бюджетной системы и сценарии развития будут меняться в пользу увеличения доли государства при снижении удельного веса населения.
На фоне прогнозируемого роста сбережения, уровень инвестиционной активности в среднесрочной перспективе может возрасти в случае реализации отложенных в кризис инвестиционных программ. Обвальное сжатие инвестиций в 2009 году в последующие годы может смениться ускоренным накоплением основного капитала. Ресурсы экономики, направляемые на валовое накопление, запланировано нарастить с 21,3% ВВП в 2010 году до 26,3% ВВП в 2013 году. Это станет возможным при полном использовании внутренних сбережений на инвестиции. Так, к 2013 году доля внутренних сбережений, направляемых на финансирование валового накопления, должна достигнуть 100 процентов.
В секторальном разрезе восстановление инвестиционной активности будут обеспечивать корпорации. Уровень валового накопления сектора нефинансовых корпораций вырастет к 2013 году до 18,3% ВВП по сравнению с 13,3% ВВП в 2010 году.
Норма накопления домашних хозяйств сохранится на уровне 4,5% ВВП. Стабильность инвестиционного спроса населения связана с ожидаемой положительной динамикой реальных располагаемых доходов и восстановлением ипотечного кредитования. Положительное воздействие на расширение кредитного предложения окажет сохранение высокой ликвидности в секторе финансовых корпораций. Однако рост покупок жилья населением возможен лишь в случае существенного наращивания предложения и улучшения ситуации в жилищном строительстве.
Валовое накопление сектора государственного управления при планируемых параметрах инвестиционных расходов бюджетной системы на 2010 - 2013 годы сократится с 3,4% ВВП в 2010 году до 3,1% ВВП. К снижению относительного уровня накопления в секторе приведут как ожидаемое сокращение выделяемых на реализацию ФЦП ассигнований, так и завершение в 2011 - 2012 гг. многих инвестиционных проектов, начатых ранее. В то же время рост капитальных трансфертов бюджетной системы, передаваемых в сектора нефинансовых корпораций и домашних хозяйств, будет способствовать повышению инвестиционной активности экономики.
в обязательствах и активах
┌────────────────────────────┬──────┬─────────┬─────────┬────────┬────────┐ │ │ Коды │ 2010 │ 2011 │ 2012 │ 2013 │ ├────────────────────────────┼──────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┤ │ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ │ │ │ │ │ │ │<1> │ B.1 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ │Расходы на конечное │ │ │ │ │ │ │потребление │ Р.3 │ 71,2 │ 70,9 │ 70,6 │ 70,6 │ │ Домашних хозяйств │ │ 51,6 │ 52,2 │ 52,4 │ 53,0 │ │ Государственное │ │ │ │ │ │ │ управление │ Р.32 │ 19,1 │ 18,2 │ 17,7 │ 17,1 │ │ НКООДХ <2> │ │ 0,5 │ 0,5 │ 0,5 │ 0,5 │ │Валовое накопление │ Р.5 │ 21,1 │ 23,9 │ 25,0 │ 26,2 │ │ Домашние хозяйства │ │ 4,6 │ 4,5 │ 4,5 │ 4,5 │ │ Государственное │ │ │ │ │ │ │ управление │ │ 3,3 │ 3,2 │ 2,6 │ 3,0 │ │ Корпорации <3> │ │ 13,2 │ 16,2 │ 17,9 │ 18,7 │ │ Внутренний спрос │ │ 92,4 │ 94,8 │ 95,6 │ 96,7 │ │Чистый экспорт товаров и │ │ │ │ │ │ │услуг │ │ 7,7 │ 5,2 │ 4,4 │ 3,3 │ │ Экспорт │ Р.6 │ 28,4 │ 26,4 │ 25,3 │ 24,3 │ │ Импорт │ Р.7 │ 20,7 │ 21,2 │ 20,9 │ 21,0 │ │Статистическое расхождение │ │ -0,7 │ -0,8 │ -0,7 │ -0,8 │ │ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ │ │ │ │ │ │ │И ЧИСТОЙ СТОИМОСТИ │ │ │ │ │ │ │КАПИТАЛА <4> │ │ │ │ │ │ │Валовое сбережение │ B.8 │ 25,1 │ 25,5 │ 26,0 │ 26,4 │ │ Домашние хозяйства │ │ 8,3 │ 7,6 │ 6,7 │ 5,2 │ │ Государственное │ │ │ │ │ │ │ управление │ │ 1,7 │ 4,7 │ 4,9 │ 5,3 │ │ Корпорации <3> │ │ 14,9 │ 13,1 │ 14,3 │ 15,8 │ │Капитальные трансферты │ │ │ │ │ │ │(чистые) │ D.9 │ 0,0 │ 0,0 │ 0,0 │ 0,0 │ │ИСПОЛЬЗОВАНИЕ │ │ │ │ │ │ │Валовое накопление │ P.5 │ 21,3 │ 24,0 │ 25,2 │ 26,3 │ │ Домашние хозяйства │ │ 4,6 │ 4,5 │ 4,5 │ 4,5 │ │ Государственное │ │ │ │ │ │ │ управление │ │ 3,4 │ 3,3 │ 2,7 │ 3,1 │ │ Корпорации <3> │ │ 13,3 │ 16,2 │ 17,9 │ 18,7 │ │ Чистое кредитование (+) / │ │ │ │ │ │ │ чистое заимствование (-), │ │ │ │ │ │ │ вкл. статистическое │ │ │ │ │ │ │ расхождение │ B.9 │ 3,9 │ 1,5 │ 0,9 │ 0,1 │ │ Домашние хозяйства │ │ 3,9 │ 3,2 │ 2,3 │ 0,8 │ │ Государственное │ │ │ │ │ │ │ управление │ │ -6,6 │ -4,0 │ -3,2 │ -3,3 │ │ Корпорации <3> │ │ 6,6 │ 2,3 │ -3,3 │ -3,0 │ │ Справочно: │ │ │ │ │ │ │Использование внутренних │ │ │ │ │ │ │сбережений на накопление │ │ │ │ │ │ │основного капитала, % │ │ 84,9 │ 94,7 │ 96,9 │ 100,0 │ └────────────────────────────┴──────┴─────────┴─────────┴────────┴────────┘
Страницы: 156 из 159 <-- предыдущая cодержание следующая -->