Официальные документы

СБЕРЕЖЕНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА И ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ И АКТИВАХ

(Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (разработан Минэкономразвития РФ))

Налог на прибыль организаций. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Транспортный налог




Во-вторых, с 2011 года благодаря увеличению ставки страховых взносов с 26% до 34% тенденция нарастания отрицательного баланса отчислений на социальное страхование и выплат по социальным пособиям прекратится, и дефицит между ними снизится с 6,1% ВВП в 2010 году до 4,3% ВВП в 2013 году. В связи с этим возрастет относительная величина чистых текущих трансфертов, основную долю которых формирует баланс отчислений на социальное страхование и выплат социальных пособий. К 2013 году величина чистых текущих трансфертов, полученных сектором государственного управления, увеличится до 3,8% ВВП против 2,1% ВВП в 2010 году.
В то же время после исчерпания в 2011 году средств Резервного фонда планируется финансирование дефицита федерального бюджета преимущественно за счет государственных заимствований и доходов от приватизации государственного имущества. Это приведет к тому, что активный баланс чистых доходов от собственности сектора государственного управления снизится с 1,1% ВВП в 2010 году до 0,6% ВВП в 2013 году.
Исходя из проекта основных направлений бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 гг. расходы федерального бюджета сократятся до 19,7% ВВП к 2013 году против максимального значения в 24,7% ВВП в 2009 году. Вслед за относительным снижением бюджетных расходов снизятся и расходы сектора государственного управления на конечное потребление до 17,2% ВВП в 2013 году против ожидаемых 19,2% в 2010 году.
При принятом сценарии сокращение потребления по сравнению с увеличением располагаемых доходов приведет к росту уровня сбережения государства - с 1,7% ВВП в 2010 году до 5,3% ВВП в 2013 году (в предкризисном 2008 году - 14% ВВП). За счет этих сбережений государство сможет профинансировать намечаемые в бюджетных проектировках инвестиционные расходы сектора. Это позволит снизить чистое заимствование сектора государственного управления с 6,6% ВВП в 2010 году до 3,3% ВВП в 2013 году.

Сбережение и инвестиции

После многолетнего стабильно высокого уровня валового сбережения российской экономики, относительный размер которого достиг своего максимума в 2007 году (31,4% ВВП), в прогнозный период нисходящий тренд, имевший место в 2008 - 2009 гг., будет преодолен. Уровень сбережения вырастет до 26,4% ВВП в 2013 году, но темпы его роста существенно замедлятся по сравнению с 2010 годом. Межсекторные пропорции сберегаемых ресурсов при принятых параметрах бюджетной системы и сценарии развития будут меняться в пользу увеличения доли государства при снижении удельного веса населения.
На фоне прогнозируемого роста сбережения, уровень инвестиционной активности в среднесрочной перспективе может возрасти в случае реализации отложенных в кризис инвестиционных программ. Обвальное сжатие инвестиций в 2009 году в последующие годы может смениться ускоренным накоплением основного капитала. Ресурсы экономики, направляемые на валовое накопление, запланировано нарастить с 21,3% ВВП в 2010 году до 26,3% ВВП в 2013 году. Это станет возможным при полном использовании внутренних сбережений на инвестиции. Так, к 2013 году доля внутренних сбережений, направляемых на финансирование валового накопления, должна достигнуть 100 процентов.
В секторальном разрезе восстановление инвестиционной активности будут обеспечивать корпорации. Уровень валового накопления сектора нефинансовых корпораций вырастет к 2013 году до 18,3% ВВП по сравнению с 13,3% ВВП в 2010 году.
Норма накопления домашних хозяйств сохранится на уровне 4,5% ВВП. Стабильность инвестиционного спроса населения связана с ожидаемой положительной динамикой реальных располагаемых доходов и восстановлением ипотечного кредитования. Положительное воздействие на расширение кредитного предложения окажет сохранение высокой ликвидности в секторе финансовых корпораций. Однако рост покупок жилья населением возможен лишь в случае существенного наращивания предложения и улучшения ситуации в жилищном строительстве.
Валовое накопление сектора государственного управления при планируемых параметрах инвестиционных расходов бюджетной системы на 2010 - 2013 годы сократится с 3,4% ВВП в 2010 году до 3,1% ВВП. К снижению относительного уровня накопления в секторе приведут как ожидаемое сокращение выделяемых на реализацию ФЦП ассигнований, так и завершение в 2011 - 2012 гг. многих инвестиционных проектов, начатых ранее. В то же время рост капитальных трансфертов бюджетной системы, передаваемых в сектора нефинансовых корпораций и домашних хозяйств, будет способствовать повышению инвестиционной активности экономики.
Использование валового внутреннего продукта и изменения
в обязательствах и активах
┌────────────────────────────┬──────┬─────────┬─────────┬────────┬────────┐
│                            │ Коды │  2010   │  2011   │  2012  │  2013  │
├────────────────────────────┼──────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┤
│ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ  │      │         │         │        │        │
│<1>                         │ B.1  │   100   │   100   │  100   │   100  │
│Расходы на конечное         │      │         │         │        │        │
│потребление                 │ Р.3  │  71,2   │  70,9   │  70,6  │  70,6  │
│  Домашних хозяйств         │      │  51,6   │  52,2   │  52,4  │  53,0  │
│  Государственное           │      │         │         │        │        │
│  управление                │ Р.32 │  19,1   │  18,2   │  17,7  │  17,1  │
│  НКООДХ <2>                │      │   0,5   │   0,5   │  0,5   │   0,5  │
│Валовое накопление          │ Р.5  │  21,1   │  23,9   │  25,0  │  26,2  │
│  Домашние хозяйства        │      │   4,6   │   4,5   │  4,5   │   4,5  │
│  Государственное           │      │         │         │        │        │
│  управление                │      │   3,3   │   3,2   │  2,6   │   3,0  │
│  Корпорации <3>            │      │  13,2   │  16,2   │  17,9  │  18,7  │
│ Внутренний спрос           │      │  92,4   │  94,8   │  95,6  │  96,7  │
│Чистый экспорт товаров и    │      │         │         │        │        │
│услуг                       │      │   7,7   │   5,2   │  4,4   │   3,3  │
│  Экспорт                   │ Р.6  │  28,4   │  26,4   │  25,3  │  24,3  │
│  Импорт                    │ Р.7  │  20,7   │  21,2   │  20,9  │  21,0  │
│Статистическое расхождение  │      │  -0,7   │  -0,8   │  -0,7  │  -0,8  │
│ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ  │      │         │         │        │        │
│И ЧИСТОЙ СТОИМОСТИ          │      │         │         │        │        │
│КАПИТАЛА <4>                │      │         │         │        │        │
│Валовое сбережение          │ B.8  │  25,1   │  25,5   │  26,0  │  26,4  │
│  Домашние хозяйства        │      │   8,3   │   7,6   │  6,7   │   5,2  │
│  Государственное           │      │         │         │        │        │
│  управление                │      │   1,7   │   4,7   │  4,9   │   5,3  │
│  Корпорации <3>            │      │  14,9   │  13,1   │  14,3  │  15,8  │
│Капитальные трансферты      │      │         │         │        │        │
│(чистые)                    │ D.9  │   0,0   │   0,0   │  0,0   │   0,0  │
│ИСПОЛЬЗОВАНИЕ               │      │         │         │        │        │
│Валовое накопление          │ P.5  │  21,3   │  24,0   │  25,2  │  26,3  │
│  Домашние хозяйства        │      │   4,6   │   4,5   │  4,5   │   4,5  │
│  Государственное           │      │         │         │        │        │
│  управление                │      │   3,4   │   3,3   │  2,7   │   3,1  │
│  Корпорации <3>            │      │  13,3   │  16,2   │  17,9  │  18,7  │
│ Чистое кредитование (+) /  │      │         │         │        │        │
│ чистое заимствование (-),  │      │         │         │        │        │
│ вкл. статистическое        │      │         │         │        │        │
│ расхождение                │ B.9  │   3,9   │   1,5   │  0,9   │   0,1  │
│  Домашние хозяйства        │      │   3,9   │   3,2   │  2,3   │   0,8  │
│  Государственное           │      │         │         │        │        │
│  управление                │      │  -6,6   │  -4,0   │  -3,2  │  -3,3  │
│  Корпорации <3>            │      │   6,6   │   2,3   │  -3,3  │  -3,0  │
│         Справочно:         │      │         │         │        │        │
│Использование внутренних    │      │         │         │        │        │
│сбережений на накопление    │      │         │         │        │        │
│основного капитала, %       │      │  84,9   │  94,7   │  96,9  │  100,0 │
└────────────────────────────┴──────┴─────────┴─────────┴────────┴────────┘



Страницы: 156 из 159  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->