Официальные документы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 16.01.2009 N 146-О-О. ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА АМИРОВА АНВАРА КАРИМОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 119 И ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 122 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)





КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2009 г. N 146-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА АМИРОВА АНВАРА КАРИМОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 119 И ПУНКТОМ 1
СТАТЬИ 122 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина А.К. Амирова,
установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.К. Амиров просит признать противоречащими статьям 19 (часть 1), 34 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня, а также пункт 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Как следует из представленных материалов, А.К. Амиров - индивидуальный предприниматель не в полном объеме исполнил обязанность по уплате ряда налогов (недоплата составила 427 640,33 руб.) и не подавал налоговые декларации за период с 1 января 2003 года по 31 декабря 2005 года. Решением Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 3 по Республике Татарстан от 22 февраля 2007 года он привлечен к налоговой ответственности, в том числе по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации к штрафу в размере 451 504,41 руб. и по пункту 1 статьи 122 данного Кодекса - к штрафу в размере 82 611,75 руб. Решениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 июля 2007 года и 28 августа 2007 года, оставленными без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, решение налогового органа признано незаконным в части привлечения А.К. Амирова к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 50 422,50 руб.
По мнению заявителя, пункт 2 статьи 119 и пункт 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают ответственность, не соразмерную тяжести правонарушения, и, кроме того, привлечение налогоплательщика к ответственности за неуплату единого налога на вмененный доход и непредставление по нему налоговой декларации - при том что он выполнял такие же налоговые обязанности в рамках упрощенной системы налогообложения, которую, добросовестно заблуждаясь, применял ошибочно, - не наносит ущерб бюджетной системе, а потому неправомерно.
2. Конституция Российской Федерации, закрепляя обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (статья 57), непосредственно не предусматривает обеспечительный механизм исполнения данной обязанности, - его установление относится к полномочиям законодателя.
2.1. Одним из элементов такого механизма является налоговая декларация, которая согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога, которое представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1).











© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)