Официальные документы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 18.01.2005 N 8-О. ПО ЖАЛОБЕ ИВАНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЕМ ПОДПУНКТА 14 ПУНКТА 3 СТАТЬИ 346.12 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)





КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2005 г. N 8-О

ПО ЖАЛОБЕ ИВАНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ НА НАРУШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЕМ ПОДПУНКТА
14 ПУНКТА 3 СТАТЬИ 346.12 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Б.С. Эбзеева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы Ивановского областного объединения организаций профсоюзов,
установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Ивановское областное объединение организаций профсоюзов оспаривает конституционность положения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
Как следует из представленных материалов, инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Иваново, руководствуясь оспариваемым положением, в конце 2002 года отказала Ивановскому областному объединению организаций профсоюзов в переводе на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, сославшись на то, что в силу пункта 1.1 устава оно является объединением организаций, а следовательно, доля непосредственного участия в нем других организаций составляет 100 процентов. Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ивановской области подтвердило правомерность действий нижестоящего налогового органа.
Требование Ивановского областного объединения организаций профсоюзов о признании незаконным отказа налогового органа в переводе на упрощенную систему налогообложения было удовлетворено решением Арбитражного суда Ивановской области от 15 апреля 2003 года, который исходил из того, что подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации указывает на применимость условия о "доле непосредственного участия" только к организациям, имеющим уставный (складочный) капитал, т.е. когда совокупная доля непосредственного участия других организаций может быть определена только при наличии вкладов в уставный (складочный) капитал организации - заявителя о переходе на упрощенную систему налогообложения; в данном же случае участие организаций - членов Ивановского областного объединения организаций профсоюзов не может быть разделено на доли.
Названное решение Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 1 сентября 2003 года, оставленным без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 октября 2003 года, было отменено, и в удовлетворении требований заявителю отказано. Апелляционная и кассационная инстанции посчитали, что, если при создании общественной организации совокупная доля участников, являющихся юридическими лицами, в общем числе всех участников будет составлять более 25 процентов, данная организация не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения; поскольку согласно уставу членами Ивановского областного объединения организаций профсоюзов являются юридические лица, их совокупная доля участия превышает установленный норматив, в связи с чем оно не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 года в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано.
По мнению заявителя, оспариваемое положение подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не позволяет перейти на упрощенную систему налогообложения некоммерческим организациям, созданным в форме общественной организации, которые в силу специфики этой организационно-правовой формы не имеют уставного (складочного) капитала, вследствие чего невозможно выделить доли участия в них других организаций; тем самым оспариваемое положение нарушает конституционный принцип равенства, ограничивает конституционные права на создание профессиональных союзов и на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а потому противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19, 30 и 34.











© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)