Официальные документы

275.1 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕГЛАМЕНТИРУЕТ ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СВЯЗАННУЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ И ХОЗЯЙСТВ (ЭТО ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА, ОБЪЕКТЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ, УЧЕБНО-КУРСОВЫЕ КОМБИНАТЫ И ИНЫЕ АНАЛОГИЧНЫЕ ХОЗЯЙСТВА, ПРОИЗВОДСТВА И СЛУЖБЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ КАК СВОИМ РАБОТНИКАМ, ТАК И СТОРОННИМ ЛИЦАМ). СОГЛАСНО ДАННОЙ СТАТЬЕ ТАКИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ ОПРЕДЕЛЯЮТ НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО УКАЗАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНО ОТ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО ИНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В АБЗАЦЕ ЖЕ ДЕСЯТОМ ДАННОЙ СТАТЬИ СОДЕРЖАТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ДЛЯ ЦЕЛИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РАСХОДОВ (УБЫТКОВ), ПОНЕСЕННЫХ ГРАДООБРАЗУЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СВЯЗИ С УКАЗАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, В СТАТЬЕ 275.1 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УСТАНОВЛЕНЫ ДВА РАЗЛИЧНЫХ ПОРЯДКА ПРИЗНАНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РАСХОДОВ (УБЫТКОВ), ПОНЕСЕННЫХ В СВЯЗИ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, СВЯЗАННОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ И ХОЗЯЙСТВ.

(Определение Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 815-О-П. По жалобе открытого акционерного общества ''Каустик'' на нарушение конституционных прав и свобод абзацем десятым статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации)

Налог на прибыль организаций. Транспортный налог




По мнению заявителя, оспариваемые им законоположения противоречат статьям 8, 18, 19, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, увязывая возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму произведенных расходов на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств с наличием утвержденных органами местного самоуправления нормативов расходов или порядка определения таких расходов, являются неопределенными по своему содержанию.
2. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными (пункт 3 статьи 3); объектом налога на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая определяется через понятие дохода, уменьшенного на величину произведенных расходов (статья 247), а расходами - обоснованные и документально подтвержденные затраты (в случаях, предусмотренных статьей 265 данного Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (абзац второй пункта 1 статьи 252). Под обоснованными расходами данный Кодекс понимает экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (абзац третий пункта 1 статьи 252).
Статья 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (это подсобные хозяйства, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам). Согласно данной статье такие налогоплательщики определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. В абзаце же десятом данной статьи содержатся специальные нормы, закрепляющие порядок признания для цели налогообложения расходов (убытков), понесенных градообразующими организациями в связи с указанной деятельностью. Таким образом, в статье 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлены два различных порядка признания для целей налогообложения расходов (убытков), понесенных в связи с деятельностью, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств.
Подобные объекты недвижимости, входящие в имущество градообразующих организаций, жизненно необходимы для региона как объекты, которые используются не только в интересах работников этих организаций, но и в подлежащих защите со стороны государства интересах населения региона в целом; отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения таких объектов, носят публично-правовой характер (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 года N 8-П).
3. В силу главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации до 1 января 2002 года все расходы налогоплательщиков на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств в пределах нормативов, установленных на местном уровне, относились на себестоимость его продукции - безотносительно к тому, каковы экономическая эффективность и целесообразность таких затрат. В соответствии с Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" для градообразующих организаций, признаваемых таковыми в соответствии с критериями, указанными в статье 169 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", порядок признания расходов был сохранен: эти организации по-прежнему вправе принимать для целей налогообложения фактически осуществленные ими расходы на содержание перечисленных объектов - в части, не превышающей соответствующие утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика нормативы. Если же органами местного самоуправления указанные нормативы не утверждены, градообразующие организации вправе применять порядок, установленный для определения расходов на содержание таких объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. Во всех иных случаях применяются нормы абзацев пятого - восьмого статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации.


Страницы: 2 из 2  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->