Официальные документы

ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ. ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ. ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

(Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 N 1538-р Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года)

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)




Отмеченные проблемы социально-экономического развития округа должны быть в основном решены в среднесрочной перспективе, преимущественно на базе использования различных механизмов государственно-частного партнерства, что позволит создать необходимую основу для реализации приоритетов инновационной модернизации экономики Южного федерального округа на долгосрочную перспективу.

3. Вызовы и угрозы. Возможности и ограничения развития
Южного федерального округа в долгосрочной перспективе

Важнейший внешний вызов - угроза реализации стратегических приоритетов развития Южного федерального округа в прогнозный период обусловливается современными реалиями динамичного развития соседних стран Черноморского бассейна (прежде всего Турции) и рисками экономического отставания округа от соседних стран и регионов-лидеров. В условиях нарастающей глобализации указанные обстоятельства могут способствовать оттеснению южного региона страны на второстепенные позиции в экономическом пространстве Причерноморья.
Другой серьезный вызов связан с необходимостью радикальной модернизации в Южном федеральном округе аграрно-индустриального хозяйства, которое характеризуется низкой (даже по российским меркам) производительностью труда, слабой восприимчивостью к инновациям. По многим объективным причинам постиндустриальная трансформация экономики может столкнуться здесь с рядом специфических трудностей и, возможно, ее осуществление будет проходить в Южном федеральном округе медленнее, чем в других федеральных округах России.
Главный геополитический риск (наиболее существенная внешняя угроза безопасности) связан с близостью зон потенциальных конфликтов в Кавказском макрорегионе.
Важнейшая внутренняя угроза состоит в утрате былой привлекательности и престижности южнороссийских регионов для проживания. В новых условиях развития многие южнороссийские курорты оказались неконкурентоспособными, проигрывают по соотношению цены и качества турецким, хорватским, греческим и черногорским аналогам. Объективное позитивное действие природных факторов может быть нейтрализовано и даже аннулировано плохим состоянием социальной, досуговой, транспортной инфраструктуры.
Другая угроза заключается в продолжающемся оттоке профессиональных кадров из регионов Южного федерального округа. На фоне уменьшения трудоресурсного потенциала во многих соседних российских регионах и в государствах - участниках СНГ это может усилить кадровый дефицит на юге России и затруднить реализацию крупных проектов общероссийского масштаба на территории округа.
Еще одна угроза связана с неблагоприятной для местной экономики демографической структурой населения - доля детей и пенсионеров постоянно возрастает на фоне снижающейся доли трудоспособного населения. При более высокой, чем в России в целом, средней продолжительности жизни населения Южного федерального округа это означает постоянный рост демографической нагрузки на трудоспособное население, производительность труда которого невысока.
Монопрофильные города Южного федерального округа в прогнозный период могут столкнуться с угрозами растущей безработицы в случае кризиса базового предприятия и стать локальным очагом экономической депрессии.
При сохранении сложившегося воздействия антропогенного пресса на экосистемы Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна эффективность мероприятий по сохранению и воспроизводству водных биологических ресурсов, в том числе высокоценных запасов осетровых рыб, окажется на низком уровне.
Южные регионы России характеризуются более высокой долей теневой занятости, нелегальной миграцией, существенными размерами теневой экономики. Деструктивное воздействие теневого сектора может составить заметную угрозу национальной безопасности страны и личной безопасности ее граждан.
Стратегия ориентирована на ускоренный экономический рост на основе инновационных технологий и институтов и направлена на противодействие потенциальным угрозам России в Черноморском и Каспийском бассейнах.
Уникальную возможность для развития территорий Южного федерального округа дает подготовка и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. Для обеспечения максимального позитивного эффекта от зимней Олимпиады для Южного федерального округа необходимо трансформировать задачу создания конкурентоспособного всесезонного горного курорта мирового уровня в Краснодарском крае в сверхзадачу превращения Олимпийских игр-2014 в катализатор постиндустриальной трансформации и инновационной диверсификации экономики всего Южного федерального округа. С учетом опыта зарубежных стран на российском Черноморском побережье (на базе части олимпийских объектов) должны быть созданы новый технопарк и другие подобные объекты как форпосты новой экономики знания на юге России.
Огромный потенциал для инновационного развития округа заключен в развитии южнороссийских городских агломераций и кластеров, которые справедливо рассматриваются в качестве новых эффективных форм организации социально-экономического пространства страны. На сегодняшний день повсеместно в мире крупные городские агломерации являются авангардом экономики знания. Удержать местные квалифицированные кадры и привлечь новые таланты становится возможным только при обустройстве внутренней среды крупнейших южнороссийских городских агломераций, модернизации и развитии необходимой инфраструктуры.


Страницы: 8 из 81  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->