Официальные документы

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ИМЕЮЩИЕ ОБЩЕСИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ И МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

(Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 N 1538-р Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года)

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)




Вместе с тем Южный федеральный округ располагает развитой системой высшего профессионального образования. Краснодарский край и Ростовская область занимают лидирующие позиции в стране по количеству высших учебных заведений. В 2006 году в округе был образован Южный федеральный университет. По количеству студентов на 10 тыс. человек занятого населения Южный федеральный округ немного отстает от среднероссийских значений, однако превосходит их по количеству студентов государственных учреждений высшего образования (443 учреждения на 10 тыс. человек занятого населения в Южном федеральном округе и 438 - в России). В сфере начального и среднего профессионального образования продолжает сокращаться как количество учреждений, так и абсолютные показатели выпуска квалифицированных рабочих, однако по численности выпускников на 10 тыс. человек занятого населения округ все еще превышает среднероссийские значения, что свидетельствует о сохранении в общероссийской тенденции падения престижа рабочих профессий, несмотря на значительный спрос на них на рынке труда как в масштабах округа, так и в масштабах всей страны.
Указанными обстоятельствами объясняется ограниченность использования местных трудовых ресурсов при реализации экономического потенциала и масштабных инвестиционных проектов, в первую очередь намеченных в связи с проведением в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года, а также в рамках федеральной целевой программы "Юг России (2008 - 2013 годы)". Спрос на трудовые ресурсы в Южном федеральном округе увеличивается, вследствие чего в прогнозный период в макрорегионе снизится уровень безработицы. При этом основной дефицит высококвалифицированных кадров, обладающих профессиональными и языковыми компетенциями международного уровня, будут испытывать Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области. Значительные изменения ожидаются и в структуре занятости по секторам экономики. В отраслевом разрезе значительно возрастет спрос на трудовые ресурсы со стороны туристско-рекреационного комплекса, услуг для бизнеса и населения. В свою очередь, потребности в кадрах со стороны обрабатывающей промышленности в целом снизятся.
Для округа также характерен ряд проблем в жилищной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве. Так, в 2009 году, по показателю общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на 1 жителя, Южный федеральный округ (21,6 кв. метра на человека) отставал от среднероссийского значения (22,4 кв. метра). Для округа характерен более высокий показатель доли ветхого и аварийного жилищного фонда в общей его площади - 4,6 процента (в среднем по России - 3,2 процента). Отмечаются также низкие значения по некоторым показателям обеспеченности жилья отдельными видами благоустройства, в частности, лишь 68,4 процента общей площади жилья оборудовано водоотведением (канализацией), в то время как в среднем по Российской Федерации - 73,3 процента.
Решение основных проблем Южного федерального округа будет осуществляться в рамках основных направлений социального развития округа, имеющих общесистемный характер. Кроме того, с учетом специфики социальной сферы потребуется реализация особых подходов к развитию социальной инфраструктуры, основными составляющими которой выступают учреждения образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, социального обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства.

3. Основные направления социального развития, имеющие
общесистемный характер

Среди основных направлений социального развития, имеющих общесистемный характер, выделяются:
- усиление роли государственного регулирования социальных процессов посредством правовых, экономических и административных инструментов и механизмов стимулирования, включая широкое использование программно-целевого метода управления социальным развитием;
- развитие рыночных компетенций в системе государственного управления социальным развитием и деловых кругах, поощрение социальной ответственности бюджетоформирующих предприятий, их участия в выработке социальной политики и реализации социально значимых проектов;
- реализация комплекса мер, в том числе информационно-просветительного характера, направленных на укрепление общегражданской идентичности населения Южного федерального округа, гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений;
- обеспечение целостной системы подготовки и ротации кадров с учетом приоритета подготовки специалистов новых профессий;
- проведение эффективной государственной политики в области детства;
- создание нескольких научно-образовательных кластеров и бизнес-школ мирового уровня;
- внедрение схем франчайзинга в сельском хозяйстве, в сфере бытовых услуг, общественного питания, торговле и дистрибуции, производства строительных материалов, одежды и продуктов питания, особенно в сельской местности;
- совершенствование нормативной правовой базы социальной сферы на региональном уровне.
Реализация основных направлений социального развития, имеющих общесистемный характер, окажет положительное влияние на обеспечение устойчивого социально-экономического развития Южного федерального округа и приведет к сокращению численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 15 процентов к 2013 году и до 10 процентов к 2020 году, а также к увеличению реальных доходов населения в 2013 году на 120,6 процента по отношению к уровню 2009 года, а в 2020 году на 166,7 процента - к уровню 2013 года.
4. Направления демографической и миграционной политики

В сфере демографической политики выделяются следующие приоритетные направления:
- всестороннее укрепление института семьи (как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации), стимулирование рождения в семьях 2-го ребенка и последующих детей посредством предоставления родовых и материнских сертификатов, пособий, льгот, надбавок (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции), рассмотрение возможности предоставления регионального материнского капитала, а также ссудной поддержки молодой семьи различного демографического типа и социального статуса;


Страницы: 65 из 81  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->