Официальные документы

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА. РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

(Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 N 1538-р Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года)

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)




Одним из важных приоритетов Стратегии является взаимосогласованное пространственное развитие Южного федерального округа. Данное направление предполагает реализацию проектов по развитию межрегиональной инфраструктуры, содействие в развитии прогрессивных пространственных форм (зон опережающего роста, кластеров, особых экономических зон, агломераций), межрегиональное территориальное планирование, развитие транспортных систем и ускоренного транспортного сообщения.
Важным направлением межрегионального взаимодействия является разработка совместных проектов в социальной сфере. Сотрудничество может эффективно развиваться, в частности, в сфере образования, подготовки специалистов, обмена студентами, поддержки крупных научных исследований.
Важнейшим направлением должна стать также совместная работа в экологической сфере, что предусматривает создание общих экологических программ, учет мнения соседних регионов при реализации крупных проектов, совмещение усилий для решения экологических проблем. В числе особых приоритетов - вопросы рационального водопользования, (в частности, обеспечения питьевой водой, очистки поверхностных вод, развития мелиоративных систем, судоходства, защиты от негативного воздействия поверхностных вод). Участие всех регионов Южного федерального округа требуется в дополнительных исследованиях по вопросу целесообразности строительства на территории округа канала Евразия с учетом проблем наполнения его водой, комплексной оценки экологического воздействия и потребностей транспортного комплекса России в его создании.

IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
энергетической и информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры Южного федерального округа
1. Развитие транспортной инфраструктуры

Транспортная отрасль Южного федерального округа представлена всеми видами магистрального транспорта - железнодорожным, морским, речным, автомобильным и воздушным транспортом, а также объектами транспортно-логистической инфраструктуры. Она является одной из ведущих в экономике округа, обеспечивая до 10 процентов валового регионального продукта Южного федерального округа и предоставляя комплекс транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров во внутреннем и международном сообщении.
Развитие транспортной системы Южного федерального округа обусловлено его географическим положением, особенностями хозяйственного комплекса, отраслевой и территориальной структурой производства, местом региона в национальном и международном разделении труда.
Геополитическое положение Южного федерального округа определяет его стратегическую роль в обслуживании транзитных грузопотоков в рамках развивающего международного транспортного коридора "Север - Юг", а также ответвления Транссибирской железнодорожной магистрали и международных транспортных коридоров N 3 и N 7.
Современной специализацией транспортно-логистического комплекса Южного федерального округа является обеспечение внешнеэкономических связей России и экспортно-импортных перевозок грузов в бассейнах Азовского, Черного и Каспийского морей. Изменения географии и структуры транспортно-экономических связей на постсоветском пространстве (значительный рост доли внешнеторговых грузов в общем объеме перевозок на юге России) обусловили основное направление развития транспортной инфраструктуры региона, характеризуемое наращиванием мощностей портовых комплексов и припортовой инфраструктуры, пропускных способностей соответствующих железнодорожных направлений (развитие грузового направления Волгоград - Котельниково - Тихорецкая - Новороссийск), модернизацией и развитием автодорожного хозяйства, гидротехнических объектов внутреннего водного транспорта.
Другая особенность Южного федерального округа как главной курортно-рекреационной зоны страны состоит в сезонном кратном росте объемов пассажирских перевозок и соответствующем увеличении нагрузки на транспортную инфраструктуру региона. Совмещенное грузовое и пассажирское движение на магистральном направлении центр - юг с учетом сезонного фактора является основной причиной низких эксплуатационных характеристик и конкурентоспособности данных коммуникаций.
Актуальность разработки перспективных направлений развития транспортно-логистического комплекса обусловлена:
- решением задач модернизации российской экономики, предполагающим осуществление перехода от экспортно-сырьевой к инновационной социально-ориентированной модели развития общества;
- процессом интеграции транспортной инфраструктуры Южного федерального округа в мировую, который сопровождается усилением внутриотраслевой и международной конкуренции, растущими требованиями ко всем составляющим транспортного процесса;
- наличием системных проблем в развитии транспортно-дорожного комплекса округа и необходимостью устранения инфраструктурных ограничений долгосрочного развития его экономики.
Современное состояние транспортной инфраструктуры Южного федерального округа характеризуется следующим образом.
Ведущее место среди магистральных видов транспорта округа занимает железнодорожный. Северо-Кавказская железная дорога, а также Волгоградское и Астраханское отделения Приволжской железной дороги обеспечивают перевозку более 60 процентов грузов в пределах Южного федерального округа. Эксплуатационная длина железнодорожных путей на территории округа составляет 7,6 процента, отправление грузов - 6,7 процента, пассажиров - 3,5 процента соответствующих общероссийских показателей.


Страницы: 46 из 81  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->