Официальные документы

ЗОНЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РОСТА И НАПРАВЛЕНИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 N 1538-р Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года)

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)




Для повышения уровня занятости, душевых доходов населения, уменьшения дотационности местных бюджетов необходимо осуществление мероприятий по переобучению населения, поддержке развития малого и среднего предпринимательства, повышению мобильности населения на внутрирегиональных рынках труда, в том числе за счет совершенствования системы общественного транспорта, обеспечивающего ежедневные поездки от места жительства на работу в крупные региональные центры. Эффективным инструментом решения проблемы реструктуризации экономики монопрофильных городов может также стать встраивание новых производств в региональные кластеры на условиях аутсорсинга (субконтрактинга), их вхождение в новые зоны опережающего развития.
Так, в Ростовской области в зоне опережающего роста Восточный Донбасс ведется реализация комплексного инвестиционного плана модернизации городского округа "Гуково", предполагающего формирование диверсифицированной экономики. Наряду с традиционными угледобывающими видами деятельности здесь планируется строительство предприятия по глубокой переработке угля с высокой добавленной стоимостью, активно развиваются новые высокотехнологичные отрасли, сфера услуг, производственные и сервисные направления малого и среднего бизнеса, за счет чего обеспечивается устойчивое положительное сальдо баланса финансовых потоков города, постепенная трансформация шахтерского города в город с высоким уровнем экологической безопасности, привлекательной средой обитания, растущим населением, развитым сектором услуг, высоким уровнем качества жизни горожан. Здесь предполагается реализовать пилотный проект по существенной модернизации всех основных сфер жизни шахтерского города на основе инновационных решений и формирования практических механизмов межмуниципальной интеграции в рамках Восточно-Донбасской агломерации Ростовской области путем инициирования создания межмуниципального инновационно-производственного узла.
Решению проблем монопрофильных городов в регионах Южного федерального округа также должна способствовать реализация основных положений Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", а также Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
На территории зон опережающего развития Южного федерального округа возможно формирование и развитие специализированных отраслевых кластеров, расположенных как на территории одного, так и на территории нескольких смежных субъектов Российской Федерации.
Территориальные кластеры представляют собой объединения предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, расположенных в территориальной близости и функционально зависимых в сфере производства и реализации товаров и услуг.
Кластерная политика признана основополагающей в целях обеспечения долгосрочной конкурентоспособности регионов России. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволит существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера.
Долгосрочной целью региональной кластерной политики Южного федерального округа является развитие конкурентоспособных, инновационно-ориентированных кластеров в экономике округа. В результате проведения кластерной политики должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста и диверсификации экономики округа за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих кластеры.
На территории Южного федерального округа в рамках выделенных зон опережающего экономического роста существуют благоприятные условия для формирования и развития территориально-производственных кластеров в таких отраслях, как химическое производство, добыча нефти и газа и их переработка, транспортно-логистические услуги, производство сельскохозяйственной продукции и ее переработка, машиностроение (судостроение, транспортное машиностроение, производство сельскохозяйственной техники, авиастроение, энергетическое машиностроение и др.), туристско-рекреационные услуги, угледобыча, производство строительных материалов.
Вместе с тем существуют проблемы, ограничивающие дальнейшее ускоренное развитие территориально-производственных кластеров в Южном федеральном округе:
- высокий износ основных фондов многих предприятий, негативно сказывающийся на качестве выпускаемой продукции или оказываемых услуг;
- недостаточно развитая институциональная и производственная инфраструктура поддержки развития кластеров;
- отсутствие практики стратегического и организационного планирования развития кластера;
- невысокий уровень корпоративных связей и информационно-коммуникативного обмена между предприятиями;
- недостаточный уровень конкурентоспособности внешних предприятий кластеров поставщиков;
- ограниченный доступ к сырью малых и средних предприятий;
- ограниченный доступ предприятий к финансовым ресурсам;
- неразвитость рынка специализированных услуг во многих отраслевых секторах.


Страницы: 43 из 81  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->