Официальные документы

ЦЕЛИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ. ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА. СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮЖНОГО. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 N 1538-р Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года)

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)




Направления и приоритеты долгосрочного развития Южного федерального округа определяются в рамках двух сценариев перспективного развития: консервативного и инновационного, гармонизированных с позиций формирования приоритетных направлений развития страны в целом с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и учитывающих изменение условий развития российской и мировой экономики в результате мирового экономического кризиса.
В основе консервативного сценария развития Южного федерального округа лежит сохранение современной модели развития, предполагающей развитие аграрного комплекса и туристической отрасли с консервацией сформировавшихся к настоящему времени ее особенностей, снижение технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств и сохранение опережающего роста импорта, отказ от реализации крупных долгосрочных приоритетных проектов и программ, возможное негативное либо нейтральное воздействие Олимпиады в г. Сочи на развитие Краснодарского края и регионов Южного федерального округа после 2014 года, обострение демографических, социальных, инфраструктурных и экологических проблем.
Перспективы экономического развития Южного федерального округа при реализации консервативного сценария определяются следующими факторами:
- формирование мощных агропромышленного и рыбохозяйственного секторов экономики и реализация соответствующих конкурентных преимуществ, привлечение крупных производителей и инвесторов, развитие технологий, генетики и селекции, что позволит округу стать основным в Российской Федерации поставщиком на отечественный и зарубежные рынки широкого перечня сельскохозяйственной продукции (растениеводства, животноводства), а также увеличить объемы поставок продукции рыболовства и рыбоводства;
- низкие темпы развития транспортной и энергетической инфраструктуры, сдерживающие развитие туристско-рекреационной сферы, освоение минерально-сырьевых ресурсов округа, развитие транспортно-логистических центров и ограничивающие рост индустриальных центров округа;
- усиление дифференциации доходов населения, сдерживающей процессы модернизации социальной инфраструктуры, усугубляющиеся социальные проблемы;
- низкая инвестиционная привлекательность обрабатывающих отраслей, не позволяющая провести модернизацию их основных фондов и обеспечить существенный рост производительности труда.
В случае осуществления консервативного сценария в Южном федеральном округе реализуются только те проекты, работы по которым уже начаты или планируются в 2010 - 2013 годах либо решения по которым уже приняты, продолжится реализация уже принятых в отношении Южного федерального округа федеральных целевых программ, в том числе федеральной целевой программы "Юг России (2008 - 2013 годы)", завершится строительство олимпийских объектов, сохранятся современные структурные характеристики экономики округа: доминирование аграрного сектора в структуре производства, отставание в развитии обрабатывающих секторов, низкие темпы роста высокотехнологичных секторов и отставание от других регионов в развитии сервисных отраслей.
Реализация консервативного сценария также требует модернизации и реструктуризации экономики округа. Инновационная компонента технологического обновления отраслей традиционной специализации Южного федерального округа будет базироваться на развитии научно-образовательного и инновационного потенциала, сложившегося в округе, а также на импорте инноваций из-за рубежа и других российских регионов.
При реализации консервативного сценария предполагаются следующие параметры социального развития Южного федерального округа:
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 70,3 года к 2013 году и 71,5 года к 2020 году;
- снижение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 17,4 процента к 2013 году и до 15 процентов к 2020 году;
- обеспеченность населения округа врачами (на 10 тыс. человек) снизится до 47,2 в 2013 году и до 46,5 в 2020 году;
- сократится охват дошкольным образованием детей старше 5 лет до 51,4 процента к 2013 году и до 47,5 процента к 2020 году;
- доля населения, включенного в процессы непрерывного образования, составит 13 процентов в 2013 году и 21 процент в 2020 году;
- доля граждан, живущих в неблагоустроенном жилье, сократится к 2013 году до 40 процентов, а к 2020 году - до 35 процентов.
Среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта Южного федерального округа при реализации консервативного сценария составит 4,8 процента в год, в целом за 2010 - 2020 годы валовой региональный продукт увеличится в 1,7 раза, среднегодовой темп прироста инвестиций в экономику округа составит 4,4 процента.
Базовым для Южного федерального округа является сценарий инновационного развития, сформированный на основе приоритетов и направлений развития Российской Федерации, предлагаемых инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Развитие Южного федерального округа в долгосрочной перспективе будет базироваться на реализации его конкурентных преимуществ и специализации в рамках общероссийского и международного разделения труда, поэтому при любой модели экономического роста России Южный федеральный округ сохранит за собой позиции крупнейшего производителя сельскохозяйственной продукции, всероссийского центра туризма и рекреации, крупного промышленного и транспортно-логистического центра страны.


Страницы: 11 из 81  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->