Официальные документы
Акцизы
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ООО "Дейрос" о признании недействительными пункта 1, подпункта "а" пункта 2, подпункта "а" пункта 3, подпункта "в" пункта 4 и пункта 23 "Правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1026 (в редакции Постановления Правительства РФ от 19 июля 2001 г. N 541) (далее Правила),
ООО "Дейрос" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые пункты Правил не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ и нарушают его права.
В частности, из содержания п. 1 Правил следует, что учредителями акцизного склада могут быть только организации - производители и организации оптовой торговли алкогольной продукции. Другие же участники рынка оборота алкогольной продукции лишены права на учреждение акцизного склада, что противоречит ст. 34 Конституции РФ, ст. 2 ГК РФ и ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", закрепляющих равенство всех участников рыночных отношений, недопустимость дискриминации, монополизации и недобросовестной конкуренции.
Полагает также, что Правительство РФ не вправе было определять условия выдачи разрешений, поскольку законом ему предоставлено только право установления порядка их выдачи.
Установленные в Правилах условия получения разрешений на учреждение акцизных складов фактически направлены, по мнению заявителя, на получение нового вида лицензии, что не предусмотрено законом.
Подпункт "а" пункта 2 противоречит п. 5 ст. 197 НК РФ, согласно которому все разрешения на учреждение акцизных складов выдаются только территориальными органами МНС РФ по субъектам РФ. Указанным подпунктом Правил предусматривается выдача разрешений также и Министерством РФ по налогам и сборам.
Не соответствует требованиям законодательства РФ и п. 23 Правил, обязывающий выделять для налоговых органов помещения, оборудованные средствами связи и оргтехникой, обеспечивающими сохранность налоговой информации.
В судебном заседании представители заявителя Чинков Ю.Н., Титов С.А. и Джанбулатов М.Б. жалобу поддержали, но в порядке уточнения предъявленного требования просили признать недействительными только вышеуказанные пункты Правил.
Представители Правительства РФ Троицкая Т.Ю. и Иванова Г.Я. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые Правила утверждены Правительством РФ в соответствии со ст. 197 Налогового кодекса РФ в порядке обеспечения мер налогового контроля.
Принятые Правила соответствуют требованиям закона и охраняемых законом прав заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения представителей заявителя, представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как установлено судом, во исполнение требований ст. 197 Налогового кодекса РФ Правительством РФ Постановлением от 30 декабря 2000 г. N 1026 (в редакции Постановления от 19 июля 2001 г. N 541) были утверждены "Правила выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой", в пункте 1 которых предусмотрено, что разрешение на учреждение акцизного склада выдается организации, производящей алкогольную продукцию, или организации, осуществляющей оптовую торговлю этой продукцией. В подпункте "а" пункта 2 указывается, что разрешения выдаются организациям - производителям, имеющим федеральные лицензии, - Министерством РФ по налогам и сборам.
В подпункте "а" пункта 3 закреплено, что разрешение выдается организации - производителю при условии наличия лицензии на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 07.08.2001 N ГКПИ01-1167. ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРАВИЛ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ НА УЧРЕЖДЕНИЕ АКЦИЗНЫХ СКЛАДОВ, ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИХ РАБОТОЙ, УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 30.12.2000 N 1026
Разделы:Акцизы
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 7 августа 2001 г. N ГКПИ 01-1167
от 7 августа 2001 г. N ГКПИ 01-1167
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ООО "Дейрос" о признании недействительными пункта 1, подпункта "а" пункта 2, подпункта "а" пункта 3, подпункта "в" пункта 4 и пункта 23 "Правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1026 (в редакции Постановления Правительства РФ от 19 июля 2001 г. N 541) (далее Правила),
установил:
ООО "Дейрос" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые пункты Правил не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ и нарушают его права.
В частности, из содержания п. 1 Правил следует, что учредителями акцизного склада могут быть только организации - производители и организации оптовой торговли алкогольной продукции. Другие же участники рынка оборота алкогольной продукции лишены права на учреждение акцизного склада, что противоречит ст. 34 Конституции РФ, ст. 2 ГК РФ и ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", закрепляющих равенство всех участников рыночных отношений, недопустимость дискриминации, монополизации и недобросовестной конкуренции.
Полагает также, что Правительство РФ не вправе было определять условия выдачи разрешений, поскольку законом ему предоставлено только право установления порядка их выдачи.
Установленные в Правилах условия получения разрешений на учреждение акцизных складов фактически направлены, по мнению заявителя, на получение нового вида лицензии, что не предусмотрено законом.
Подпункт "а" пункта 2 противоречит п. 5 ст. 197 НК РФ, согласно которому все разрешения на учреждение акцизных складов выдаются только территориальными органами МНС РФ по субъектам РФ. Указанным подпунктом Правил предусматривается выдача разрешений также и Министерством РФ по налогам и сборам.
Не соответствует требованиям законодательства РФ и п. 23 Правил, обязывающий выделять для налоговых органов помещения, оборудованные средствами связи и оргтехникой, обеспечивающими сохранность налоговой информации.
В судебном заседании представители заявителя Чинков Ю.Н., Титов С.А. и Джанбулатов М.Б. жалобу поддержали, но в порядке уточнения предъявленного требования просили признать недействительными только вышеуказанные пункты Правил.
Представители Правительства РФ Троицкая Т.Ю. и Иванова Г.Я. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые Правила утверждены Правительством РФ в соответствии со ст. 197 Налогового кодекса РФ в порядке обеспечения мер налогового контроля.
Принятые Правила соответствуют требованиям закона и охраняемых законом прав заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения представителей заявителя, представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как установлено судом, во исполнение требований ст. 197 Налогового кодекса РФ Правительством РФ Постановлением от 30 декабря 2000 г. N 1026 (в редакции Постановления от 19 июля 2001 г. N 541) были утверждены "Правила выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой", в пункте 1 которых предусмотрено, что разрешение на учреждение акцизного склада выдается организации, производящей алкогольную продукцию, или организации, осуществляющей оптовую торговлю этой продукцией. В подпункте "а" пункта 2 указывается, что разрешения выдаются организациям - производителям, имеющим федеральные лицензии, - Министерством РФ по налогам и сборам.
В подпункте "а" пункта 3 закреплено, что разрешение выдается организации - производителю при условии наличия лицензии на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)