Официальные документы

ПИСЬМО ФТС РФ ОТ 22.12.2009 N 01-11/61680. О НАПРАВЛЕНИИ ОБЗОРА ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Письмо ФТС РФ от 22.12.2009 N 01-11/61680. О направлении обзора практики рассмотрения жалоб)

Акцизы




Должностным лицом таможенного поста был проведен таможенный осмотр гражданина К., о чем составлен акт таможенного досмотра (осмотра), и дозиметрический контроль, результаты которого отражены в протоколе дозиметрического контроля физического лица.
В жалобе, поданной в ФТС России, гражданин К. указал на отсутствие необходимости проведения в отношении себя дозиметрического контроля, учитывая предъявление должностным лицам таможенного поста медицинской справки Свердловской областной клинической больницы, в которой указано, что ему с лечебной целью была проведена имплантация закрытых источников в герметической капсуле, содержащих изотоп (радиоактивный йод 125), металлическая оболочка источников и их содержимое может привести к срабатыванию датчиков ионизирующего излучения и металлоискателей.
В ходе рассмотрения жалобы было установлено следующее.
В соответствии с пунктом 6 статьи 403 ТК России на таможенные органы возложена функция по пресечению незаконного оборота через таможенную границу радиоактивных веществ. Данная функция направлена на обеспечение радиационной безопасности, целям которого служит радиационный контроль.
Согласно пункту 7.2 Норм радиационной безопасности, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 2 июля 1999 г. N СП 2.6.1.758-99 (НРБ-99), радиационному контролю подлежат, в том числе, уровни облучения населения от всех источников излучения, на которые распространяется действие НРБ-99.
Основными контролируемыми параметрами являются, в том числе, поступление радионуклидов в организм и их содержание в организме для оценки годового поступления, доза и мощность дозы внешнего излучения, плотность потока частиц и фотонов (пункт 7.3 НРБ-99).
В соответствии с пунктом 7.6 НРБ-99 государственный надзор за выполнением норм радиационной безопасности осуществляют органы Госсанэпиднадзора и другие органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Организация радиационного контроля таможенными органами осуществляется в соответствии с ТК России и Приказом ГТК России от 4 февраля 2004 г. N 154 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов" (далее - Инструкция), которая определяет порядок действий должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля ДРМ, а также товаров и транспортных средств с повышенным относительно естественного радиационного фона уровнем ионизирующего излучения. Таможенный контроль ДРМ должен осуществляться с применением технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (далее - ТС ТКДРМ).
Пунктом 4 Инструкции установлено, что при проведении таможенного контроля, направленного на пресечение незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации ДРМ, товаров и транспортных средств с повышенным относительно естественного радиационного фона уровнем ионизирующего излучения, уполномоченные должностные лица таможенного органа с учетом системы управления рисками применяют формы таможенного контроля, в том числе таможенное наблюдение с использованием ТС ТКДРМ (первичный радиационный контроль) и таможенный осмотр товаров и транспортных средств с использованием ТС ТКДРМ (дополнительный радиационный контроль), проведение которого необходимо для оценки степени радиационной опасности объекта.
В соответствии с пунктом 7 Инструкции в целях проверки соблюдения норм радиационной безопасности должностное лицо таможенного органа определяет на поверхности объекта точки (участки) с максимальной интенсивностью ионизирующего излучения, измеряет радиационные характеристики объекта, в том числе уровни поверхностного загрязнения альфа- и бета-излучающими радионуклидами, и оценивает степень радиационной опасности объекта.
В международном терминале аэропорта "Кольцово" первичный таможенный контроль ДРМ производится при помощи стационарных таможенных систем обнаружения ДРМ "Янтарь" с детекторами гамма- и нейтронного излучения. По результатам таможенного контроля ДРМ в отношении гражданина К. произошло срабатывание вышеуказанной системы "Янтарь". Вместе с тем данное ТС ТКДРМ не является средством измерения и относится к индикаторным устройствам.
Таким образом, определить уровень ионизирующих излучений и их вид, а также определить, имеет ли лицо при себе иные источники излучения, перемещаемые в качестве товаров, возможно только при проведении дополнительного радиационного контроля.
Учитывая изложенное, должностное лицо таможенного поста, в случае срабатывания стационарной таможенной системы обнаружения ДРМ "Янтарь", обязано было провести дополнительный радиационный контроль с использованием ТС ТКДРМ (дозиметрический контроль), в том числе в целях подтверждения уровня и вида источника, указанного в предъявленной гражданином К. медицинской справке.


Страницы: 7 из 7  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->