Официальные документы

ТЕЛЕГРАММА БАНКА РОССИИ ОТ 03.02.1995 N 15-2-3/193 (РЕД. ОТ 03.02.1997). КОНСУЛЬТАЦИЯ N 2 ПО ВОПРОСАМ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗЕРВА НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ

Разделы:
Налог на прибыль организаций; Транспортный налог





ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

ТЕЛЕГРАММА
от 3 февраля 1995 г. N 15-2-3/193

КОНСУЛЬТАЦИЯ N 2 ПО ВОПРОСАМ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РЕЗЕРВА НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ

В связи с выходом совместной телеграммы Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 30.01.95 N 4-1-21 и N НП-6-01/46 разъясняем, что требования, изложенные в ней, противоречат Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490. Эта телеграмма не зарегистрирована в установленном порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации, и, следовательно, не может служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций за невыполнение содержащихся в ней предписаний и не является основанием при разрешении споров в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.01.93 N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации".

Порядок формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам изложен во Временной инструкции Банка России по составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками N 17 от 24.08.93 и дополнениях к ней, в телеграмме от 30.06.94 N 146-94 и письме от 20.12.94 N 130а. Порядок создания резервов под обесценение ценных бумаг изложен в письме Банка России от 08.12.94 N 127. При этом нормативные акты Центрального банка Российской Федерации (включая перечисленные) не подлежат государственной регистрации согласно п. 1 Разъяснений "О применении Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов" от 31.05.93 (подготовленных в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.92 N 305).

Вместе с тем, в соответствии с п. 50 Положения "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, отчисления в указанные резервы производятся банками в порядке, установленном ЦБ РФ, и не указывается, что этот порядок должен быть согласован с Минфином России и Росналогслужбой.

23. Обязательно ли исполнение Разъяснений (письмо Банка России от 20.12.94 N 130а) по истечении 1994 года в части пересмотра величины созданного резерва на возможные потери по ссудам за 1994 год, если резерв создан в соответствии с Инструкцией N 17?

Да, обязательно, так как данными Разъяснениями вносятся уточнения в методологические рекомендации оценки кредитных рисков, изложенные в приложении N 6 Инструкции Банка России по составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками от 24.08.93 N 17. Однако, если на 01.01.95 банк не смог пересмотреть величину созданного резерва, то санкции к банкам применять не следует.

24. Письмом Банка России от 20.12.94 N 130а предусмотрено списание остатка б/сч. N 948 равными долями ежеквартально до 1999 года. Однако не оговорены условия закрытия б/сч. N 948, если задолженность по ссудам будет погашена ранее указанных сроков. Как должна такая сумма относиться на б/сч. N 970: в момент погашения задолженности или по установленным срокам?
Если ссудная задолженность, под которую ранее был создан резерв на возможные потери по ссудам, погашается, то соответственно уточняется и сумма указанного резерва, при этом делаются бухгалтерские проводки, приведенные в п. 17 письма Банка России от 20.12.94 N 130а. В том случае, если резерв на возможные потери по ссудам был создан с отнесением на расходы банка (б/сч. 970) и на б/сч. 948 (см. п. 2 письма Банка России от 20.12.94 N 130а), то, в первую очередь, закрывается б/сч. 948, а затем восстанавливаются доходы банка.

25. Производится ли банками перерасчет с бюджетом по излишне внесенным суммам налога на прибыль в связи с произведенными отчислениями в резерв на возможные потери по ссудам?
Банки имеют право произвести перерасчет с бюджетом по налогу на прибыль за 1994 год в соответствии с п. 5 ст. 9 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

26. Должен ли головной банк формировать резерв на возможные потери по ссудам по своим филиалам (когда часть филиалов - убыточны, остальные филиалы имеют недостаточно средств для создания резерва в полном размере) или филиалы должны отнести разницу на б/сч. N 948, а головной банк покажет его в сводном балансе?
Головной банк, а также его филиалы (независимо от финансовых результатов деятельности) обязаны формировать резерв на возможные потери по ссудам самостоятельно - см. п. п. 2, 3, 12 письма Банка России от 20.12.94 N 130а. В сводном балансе коммерческого банка должна быть отражена общая сумма остатком по б/сч. N 945 и N 948, числящихся на балансах его филиалов.

27. Требовать ли Главным территориальным управлениям (Национальным банкам) Банка России обязательного создания резерва на возможные потери по ссудам у банков, по которым направлены в Банк России документы на отзыв лицензии на совершение банковских операций?











© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)