ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Постановление Правительства РФ от 08.02.1996 N 123 (с изм. от 24.08.2002). О Федеральной программе развития экспорта)Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
Тем не менее в ближайшей и среднесрочной перспективе российский экспорт сохранит топливно-сырьевую направленность, и задача состоит в укреплении материально-технической базы соответствующих отраслей.
Важным шагом в этом направлении станет оживление инвестиционной деятельности в топливно-сырьевых отраслях, в частности уже отмечено усиление активности крупного отечественного капитала в нефтегазовой промышленности, металлургии, базовой химии.
Необходимо развивать взаимовыгодное сотрудничество оборонной промышленности и сырьевых отраслей, способное обеспечить эти отрасли высококачественным оборудованием и передовыми технологиями, что в первую очередь касается топливно-энергетического и лесопромышленного комплексов.
С точки зрения повышения эффективности топливно-сырьевого экспорта особое значение имеют: увеличение глубины переработки и улучшение качества вывозимых за рубеж сырьевых товаров и полуфабрикатов; оптимизация ценовых и иных условий контрактов; гибкое маневрирование совокупным экспортным потенциалом сырьевых отраслей в зависимости от конъюнктуры на внешних рынках, в том числе путем создания, по мере появления у государства необходимых финансовых ресурсов, стабилизирующих экспортных резервов для оперативного реагирования на изменения мировых цен; совершенствование транспортной инфраструктуры в интересах снижения издержек по экспорту.
Дополнительные резервы развития сырьевого экспорта заключаются в государственной политике энергосбережения, суммарный потенциал которого составляет порядка 500 млн. тонн условного топлива, а также интенсивном взаимном сотрудничестве оборонной промышленности и сырьевых отраслей по производству оборудования для более качественной обработки первичных ресурсов.
Преобладание топливно-сырьевых товаров в российском экспорте является объективным отражением реальных и наиболее значимых конкурентных преимуществ России в международном разделении труда.
Вместе с тем интеграция России в мировую экономику в качестве равноправного партнера, усиление ее роли на внешних рынках невозможны без улучшения структуры и пропорций внешнеэкономического обмена в пользу повышения удельного веса готовой продукции, активного освоения более эффективных форм сотрудничества - производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов и т.д. Таким образом, основой долгосрочной экспортной стратегии России должен быть экспорт товаров высокой степени обработки, и в первую очередь машинотехнических изделий, на основе государственной поддержки. С экспортом машинотехнической продукции связаны процессы модернизации и прогрессивной структурной перестройки народного хозяйства, увеличения занятости трудоспособного населения страны, а также усиления позиции страны в мировой экономике.
В то же время позиции российского машинотехнического экспорта за последние годы значительно ослабли. При общемировой тенденции к росту удельного веса продукции машиностроения в структуре международной торговли, достигающего 1/3 и более, отечественные поставки этой продукции в дальнее зарубежье сократились с 5,2 млрд. долларов США в 1991 году до 3,1 млрд. долларов США в 1994 году, а их доля в общей стоимости экспорта снизилась почти вдвое - до 6 процентов (подробнее см. Приложение N 2).
Динамика российского экспорта машин и оборудования свидетельствует не только об общей тенденции утраты Россией традиционных рынков, но и о крайне тяжелом положении отечественного машиностроения по сравнению с другими отраслями. Ранее существовавшие конкурентные преимущества в производстве капиталоемкой, материалоемкой и энергоемкой машинотехнической продукции в значительной степени сведены на нет опережающим ростом цен на первичные ресурсы, ухудшением экономического положения производителей. В этой связи определенное стимулирующее влияние на производителей готовой продукции, и в первую очередь машинотехнических изделий, окажут меры по сбалансированию внутреннего ценообразования, содержащиеся в Указе Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1204 "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров" и предусматривающие, что в первом полугодии 1996 г. среднемесячный рост цен на продукцию и услуги естественных монополий (тарифы на энергию, перевозку грузов и т.д.) не должен превышать среднемесячный рост индекса цен на промышленную продукцию в целом.
Для стабилизации и последующего роста экспорта машин и оборудования необходимы совместные усилия предприятий и государства в этой области, последовательная деятельность Правительства Российской Федерации в сфере экономической и внешнеэкономической политики. Перспективным является создание при участии государства финансово-промышленных групп и консорциумов экспортной ориентации. Реализация конкретных экспортных проектов должна опираться на четкую оценку конкурентных преимуществ России, связанных как с дешевизной рабочей силы, так и с накопленным интеллектуальным и технологическим потенциалом, включающим в себя опережающие технические идеи и разработки оборонных производств и научно-исследовательских институтов.
Страницы: 5 из 29 <-- предыдущая cодержание следующая -->