ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ
(Постановление Правительства РФ от 08.02.1996 N 123 (с изм. от 24.08.2002). О Федеральной программе развития экспорта)Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
- сохранение элементов дискриминации российских экспортеров за рубежом, применение методов ограничительной деловой практики, включая картельные соглашения для вытеснения или недопущения России на перспективные рынки;
- низкий международный рейтинг надежности России для кредитов и инвестиций, затрудняющий использование иностранных средств для развития российского экспорта.
С учетом всего комплекса факторов, определяющих состояние и перспективы российского экспорта, очевидна необходимость неотложных шагов по формированию целостной системы мер государственного стимулирования экспорта, которые, с одной стороны, будут способствовать эффективному преодолению существующих проблем и препятствий в экспортной деятельности, а с другой стороны, позволят максимально использовать в интересах развития экспорта происходящие позитивные перемены в экономике и внешнеэкономической политике России.
В этой связи главной задачей Программы является формирование благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий развития российского экспорта и повышения его эффективности, а также механизмов предоставления государственной финансовой, налоговой, информационно-консультационной, маркетинговой, дипломатической и других видов помощи отечественным экспортерам.
Решение главной задачи предполагает осуществление следующих мероприятий:
- ежегодная разработка и представление в Федеральное Собрание Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности, включая перечень мер стимулирования экспорта, в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности";
- проведение систематической работы по изучению и анализу экспортного потенциала страны и динамики ее конкурентных преимуществ, а также тенденций в развитии торгово-политической ситуации и конъюнктуры мирового рынка для определения отраслевых приоритетов содействия экспорту на очередной год в рамках федеральной программы развития внешнеторговой деятельности;
- проведение постоянного контроля и анализа экспортной деятельности отечественных предприятий для своевременного определения и устранения проблем и препятствий в развитии этой деятельности посредством предоставления эффективной поддержки со стороны государства;
- согласование мер, принимаемых в сфере ВЭД, со стратегической целью и главной задачей настоящей Программы и при необходимости проведение экспертизы проектов законов и иных нормативных документов с точки зрения их влияния на развитие отечественного экспорта;
- увязка разделов федеральных целевых программ, касающихся вопросов экспорта, с основными направлениями и ежегодными объемами государственной поддержки экспорта, предусмотренными настоящей Программой, и включение их в Федеральную программу развития внешнеторговой деятельности на очередной год;
- согласование мероприятий по стимулированию экспорта, содержащихся в региональных программах экономического развития, с мероприятиями, предусмотренными настоящей Программой, в интересах расширения объемов и повышения качества предоставляемых услуг.
Формирование эффективных механизмов предоставления государственной поддержки экспортерам предполагает решение ряда следующих специальных задач:
- создание системы внешнеторговой информации и информационно-консультационных служб, включая их региональные и зарубежные представительства;
- обеспечение функционирования механизмов кредитования и страхования экспорта с участием государства, а также предоставление государственных гарантийных обязательств по экспортным кредитам;
- организация оперативной работы государственных органов по активному продвижению российской экспортной продукции и защите интересов отечественных предприятий за рубежом;
- широкое привлечение российских деловых кругов к проведению совместных мероприятий по стимулированию экспорта.
Важным элементом Программы являются принципы ее реализации, обеспечивающие эффективное решение поставленных задач (см. Приложение N 3).
В середине 90-х годов Россия оказалась перед выбором адекватной экспортной стратегии и оптимальных форм международного экономического сотрудничества, способных обеспечить стабильно высокий приток валюты и укрепление позиций страны на мировом рынке. От выбора экспортной стратегии зависят и средства ее реализации, меняются акценты при планировании и проведении мероприятий по стимулированию экспорта.
Современная международная специализация России сформировалась в основном в 70-е годы и определяется прежде всего ее топливно-сырьевыми ресурсами. В то же время в первой половине 90-х годов положение в этом комплексе ухудшилось в результате сокращения объемов геолого-разведочных работ, неоптимальной эксплуатации имеющихся ресурсов и прогрессирующего старения мощностей. Все это привносит элементы нестабильности в развитие экспорта страны, основанного на сырье, тем более что доля последнего в мировой торговле имеет тенденцию к снижению, а мировые цены на него подвержены резким колебаниям.
Страницы: 4 из 29 <-- предыдущая cодержание следующая -->