Официальные документы

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА И ЗАДАЧИ ПО ЕГО СТИМУЛИРОВАНИЮ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Постановление Правительства РФ от 08.02.1996 N 123 (с изм. от 24.08.2002). О Федеральной программе развития экспорта)

Налог на прибыль организаций. Транспортный налог




Значительную позитивную роль в развитии российского экспорта играет последовательно проводимый курс на либерализацию внешнеэкономической деятельности. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 марта 1995 г. N 245 "Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации" количественные и иные нетарифные ограничения экспорта могут устанавливаться только в отношении отдельных товаров и в строго ограниченных законом случаях; отменен институт "спецэкспортеров" стратегически важных сырьевых товаров; не допускается ограничение экспорта товаров и услуг до выполнения экспортерами обязательного объема поставок на внутренний рынок. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1204 "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров" в 1996 году будут отменены вывозные таможенные пошлины на все группы товаров, кроме нефти, газа и некоторых других сырьевых товаров, ставки вывозных таможенных пошлин на которые должны быть снижены. Тенденция к ограничению административного регулирования экспорта и усилению его государственной поддержки закреплена в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и упомянутом Указе Президента Российской Федерации.
В 1994 - 1995 годах Россия активизировала деятельность по формированию торгово-политических союзов и присоединению к международным экономическим организациям. Были подписаны соглашения о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном с присоединением к нему ряда других бывших республик СССР. Заключено Временное соглашение между Россией и Европейским союзом о торговле и связанных с торговлей вопросах. Начались переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию, деятельность которой будет строиться на комплексе новых или обновленных многосторонних соглашений, призванных упорядочить международную торговлю товарами, услугами и результатами интеллектуального труда в условиях прогрессирующей либерализации. В 1995 году активизировалась работа в международных организациях Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Россия получила статус регионального члена в Экономической организации ООН для Азии и Тихого океана. Готовятся переговоры о вступлении России в Азиатский банк развития, участие в котором, как и возможное развитие сотрудничества с другими региональными банками развития, может стать инструментом поддержки экспорта.
На сегодняшний день Россией подписаны более 30 межправительственных соглашений о взаимной защите и поощрении капиталовложений, ратифицированы две международные конвенции в этой области: Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров и Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.
Мировая конъюнктура для основных товаров российского экспорта выглядит сравнительно благоприятной: в течение 1995 года отмечался рост мировых цен на отдельные сырьевые товары, прежде всего топливно-энергетической и металлургической групп. С учетом прогнозируемого международными институтами роста мирового спроса на энергоносители и увеличения потребления цветных металлов в машиностроении промышленно развитых и новых индустриальных стран перспективы для значительной части российского экспорта можно оценить как хорошие.
Дополнительными факторами улучшения внешней конъюнктуры и, следовательно, повышения доходности российского экспорта являются расширение географии зарубежных поставок отечественной продукции с целью избежания случаев затоваривания рынка, разработка системы определения таможенной стоимости товаров при экспорте для недопущения ее необоснованного занижения, расширение практики установления рекомендуемых отраслевыми союзами производителей и экспортеров минимальных экспортных цен (уже применяется в отношении лесоматериалов и химикатов).
С учетом действия указанных факторов и неуклонного сужения внутреннего спроса на продукцию отечественного производства российский экспорт после резкого сокращения в 1991 - 1992 годах до 54,2 млрд. долларов США вырос на 9 процентов в 1993 году и на 11 процентов в 1994 году. Тенденция к расширению российского экспорта усилилась в 1995 году: по оценкам, темпы прироста всего экспорта составят около 21 процента, в том числе в страны дальнего зарубежья - 28 процентов.
Вместе с тем успехи России в наращивании экспорта относительны. Российский экспорт развивался медленнее, чем мировой, что привело к сокращению его удельного веса в общемировом объеме с 1,63 процента в 1993 году до 1,47 процента в 1994 году (подробнее см. Приложение N 2).
Значительное сдерживающее влияние на российский экспорт оказывают следующие факторы:
- низкая конкурентоспособность отечественной промышленной продукции, прежде всего машинотехнических изделий;
- тяжелое финансовое положение большинства предприятий обрабатывающей промышленности и конверсионных производств, делающее практически невозможным инвестирование в перспективные ориентированные на экспорт проекты за счет внутренних ресурсов и коммерциализацию имеющихся конкурентоспособных разработок;
- резкое повышение реального курса рубля в связи со стабилизацией его номинального курса в рамках "валютного коридора";
- недостаточное развитие отечественных систем сертификации и контроля качества экспортной продукции на фоне значительного усиления в первой половине 90-х годов требований к потребительским и экологическим характеристикам, а также к безопасности продукции, реализуемой на рынках промышленно развитых государств;
- опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий по сравнению с увеличением цен на изделия обрабатывающей промышленности;
- несовершенная транспортная инфраструктура, обеспечивающая российский экспорт;
- недостаток специальных знаний и опыта работы в сфере экспорта у большинства российских предприятий, нескоординированность их выступлений на внешних рынках;
- разрыв традиционных производственных связей на постсоветском пространстве и со странами Восточной Европы, свертывание сотрудничества со многими партнерами из развивающихся стран;


Страницы: 3 из 29  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->