Официальные документы

132 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УСТАНАВЛИВАЕТ, ЧТО ПРЕДПРИЯТИЕМ КАК ОБЪЕКТОМ ПРАВ ПРИЗНАЕТСЯ ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРЕДПРИЯТИЕ В ЦЕЛОМ КАК ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС ПРИЗНАЕТСЯ НЕДВИЖИМОСТЬЮ. ПРЕДПРИЯТИЕ В ЦЕЛОМ ИЛИ ЕГО ЧАСТЬ МОГУТ БЫТЬ ОБЪЕКТОМ КУПЛИ - ПРОДАЖИ, ЗАЛОГА, АРЕНДЫ И ДРУГИХ СДЕЛОК, СВЯЗАННЫХ С УСТАНОВЛЕНИЕМ, ИЗМЕНЕНИЕМ И ПРЕКРАЩЕНИЕМ ВЕЩНЫХ ПРАВ. В СОСТАВ ПРЕДПРИЯТИЯ, КАК ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА, ВХОДЯТ ВСЕ ВИДЫ ИМУЩЕСТВА, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВКЛЮЧАЯ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ, ИНВЕНТАРЬ, СЫРЬЕ, ПРОДУКЦИЮ, ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ, ДОЛГИ, А ТАКЖЕ ПРАВА НА ОБОЗНАЧЕНИЯ, ИНДИВИДУАЛИЗИРУЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ЕГО ПРОДУКЦИЮ, РАБОТЫ И УСЛУГИ (ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ, ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ, ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ), И ДРУГИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА, ЕСЛИ ИНОЕ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО ЗАКОНОМ ИЛИ ДОГОВОРОМ.

(Приказ МАП РФ от 13.11.2000 N 831. Об утверждении Методических рекомендаций по применению статьи 9 Закона Российской Федерации ''О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках)

Акцизы




Итак, государственным и муниципальным служащим, должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления запрещается заниматься производством, реализацией или приобретением продукции или товаров, оказанием услуг, выполнением работ с целью извлечения прибыли; владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности.
Законодательство о государственной и муниципальной службе, устанавливая подобное ограничение, стремится не допустить коррупции в служебных и административных правоотношениях, а также нанесения ущерба интересам службы государству и обществу.
5.2. Предприятие как собственность должностного лица.
Государственный или муниципальный служащий не может быть сотрудником коммерческой организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, быть собственником предприятия и т.д.
Данный запрет по своей сути дублирует предыдущий, однако, как уже указывалось выше, законодатель при внесении изменений и дополнений в статью 9 Закона о конкуренции не учел норм Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, содержание абзаца третьего статьи 9 указанного Закона, запрещающего должностным лицам иметь в собственности предприятия, осталось в старой редакции, то есть соответствующим законодательству, принятому до вступления в силу Гражданского кодекса.
Статья 132 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что "предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли - продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав предприятия, как имущественного комплекса, входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором".
Таким образом, в гражданском законодательстве термин "предприятие" употребляется в двух значениях: как юридическое лицо - субъект гражданского права (в действующем законодательстве этот термин применяется и в отношении хозяйственных обществ и товариществ) и как особый вид недвижимости, для которого установлен специальный правовой режим, связанный, в частности, с удостоверением состава предприятия, его передачей, обеспечением прав кредиторов и т.д.
Предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, может находиться в государственной или муниципальной собственности либо принадлежать коммерческой организации, созданной в форме хозяйственного общества или товарищества, производственного кооператива или некоммерческой организации, осуществляющей в соответствии с законом и ее уставом предпринимательскую деятельность.
Следовательно, с учетом норм Гражданского кодекса, предприятием следует считать не только предприятие, в том понимании его статьи 132, но и в широком смысле, как определенный вид объектов права.
В Законе о конкуренции содержится запрет иметь в собственности предприятие как объект имущественных прав коммерческих организаций, используемый, в частности, для занятия предпринимательской деятельностью.
Необходимо внести корректировку в понятие "собственность", имеющее важность при квалификации признаков нарушения статьи 9 Закона о конкуренции.
Понятие "собственности" дано в главе 13 ГК РФ. Согласно статье 213 Кодекса в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Запрет должностному лицу самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества и общества, а также запрет на занятие должности в органах управления хозяйствующего субъекта.
Необходимо затронуть важный для исследования данного запрета вопрос, касающийся участия должностных лиц в коммерческих организациях от имени государства.
Как уже отмечалось, в подпункте 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" установлен запрет в отношении государственных служащих состоять членом управления коммерческой организации. Такое ограничение содержится и в Законе о конкуренции.
В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный служащий может состоять членом органа управления, если ему в законодательном порядке поручено участвовать в управлении данной организацией. Нормативным актом, регламентирующим этот вопрос, является Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года N 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой", который устанавливает, что представителями государства в органах управления обществ назначаются:


Страницы: 5 из 6  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->