РЕАЛИЗАЦИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
(Приказ МАП РФ от 13.11.2000 N 831. Об утверждении Методических рекомендаций по применению статьи 9 Закона Российской Федерации ''О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках)Акцизы
Иногда территориальные управления МАП России в случае обнаружения нарушений статьи 9 Закона о конкуренции выдают предписания, предусмотренные статьей 12 этого Закона. По сути, Закон допускает выдачу обязательного для исполнения предписания антимонопольного органа федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении допущенных нарушений, а также о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству. При этом необходимо учитывать специфику субъекта, которому выдается предписание. Вместе с тем до рассмотрения вопроса о выдаче предписания об отмене принятого акта о назначении должностного лица с нарушением статьи 9 Закона о конкуренции или предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства следует учитывать множество факторов:
1) каким образом принималось решение (коллегиально, избирательно, единолично);
2) знало(и) ли лицо(а), принимающее(ие) решение о назначении должностного лица о нарушении им статьи 9 Закона о конкуренции;
3) кто является субъектом нарушения Закона;
4) степень вины лиц(а), принимающих(его) решение о назначении должностного лица, нарушавшего статью 9 Закона о конкуренции.
5) является ли лицо, нарушившее Закон о конкуренции, должностным лицом;
6) представляет ли совершенное лицом действие реальную или потенциальную угрозу конкуренции.
В совокупности все факторы делают затруднительным использование механизма выдачи предписаний по статье 9 Закона о конкуренции об отмене неправомерного акта или о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Необходимо также отметить, что на сегодняшний день не создан реально действующий институт передачи в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящихся в собственности государственного служащего долей (пакетов) акций в уставном капитале коммерческих организаций. Упомянутое положение пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" должно быть реализовано в порядке, установленном федеральным законом, которого до сих пор нет. При этом отсутствие отсылочного акта не означает отсутствие необходимости реализации федерального закона, имеющего прямое действие согласно статьям 4 и 76 Конституции Российской Федерации.
В качестве механизма заключения договоров доверительного управления можно учитывать статьи 1012 - 1026 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положения Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в части, устанавливающей права банков, имеющих соответствующую лицензию, заключать договоры доверительного управления ценными бумагами с физическими и юридическими лицами.
Следует также заметить, что статьей 289 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности должностных лиц упомянутых органов власти.
Таким образом, выяснен круг лиц, уполномоченных привлекать к ответственности, налагать взыскания и пресекать нарушения статьи 9 Закона о конкуренции, к ним относятся:
- вышестоящий руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, в отношении подчиненных, не соблюдающих положения указанной статьи;
- органы юстиции и прокуратуры;
- антимонопольные органы;
- судебные органы.
статьей 9 Закона о конкуренции
В статье 9 Закона о конкуренции установлен исчерпывающий перечень запретов, который не допускает должностным лицам:
- заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью;
- иметь в собственности предприятия;
- самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акции, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества и общества;
- занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.
Остановимся более подробно на квалификации каждого из запретов.
5.1. Должностные лица не могут заниматься предпринимательской деятельностью.
Понятие "предпринимательская деятельность" следует трактовать в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), согласно которой предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Из определения "предпринимательской деятельности", данного в ГК РФ, а также из статей 23 и 50 ГК РФ, определяющих, что основной целью коммерческой организации является систематическое извлечение прибыли, то есть осуществление предпринимательской деятельности, можно сделать вывод, что должностное лицо может осуществлять предпринимательскую деятельность самостоятельно (при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, без образования юридического лица).
Факт самостоятельности при занятии предпринимательской деятельностью подразумевает только личную и прямую принадлежность должностному лицу лицензии на право осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Таким образом, Закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" пошел дальше Закона о конкуренции, установив ограничение на осуществление предпринимательской деятельностью через доверенных лиц.
Следует оговориться, что государственный служащий вправе неограниченно вести любую оплачиваемую научную, преподавательскую и творческую деятельность.
Страницы: 4 из 6 <-- предыдущая cодержание следующая -->