Официальные документы
Акцизы
В статье 11 Конституции Российской Федерации перечислены органы государственной власти Российской Федерации. На федеральном уровне к ним относятся: Президент и Правительство Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и суды Российской Федерации, а на уровне субъектов Российской Федерации - органы, образуемые ими.
Более детальное определение указанного понятия (относительно выборных органов власти) дано в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно статье 2 упомянутого Закона "органы государственной власти субъектов Российской Федерации - законодательные (представительные) органы государственной власти и главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, предусмотренные конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации"; "федеральные органы государственной власти - Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами". В Законе также дается определение органов местного самоуправления, которые согласно статье 12 и главе 8 Конституции Российской Федерации не относятся к системе органов государственной власти, однако задачи их также реализуются должностными лицами. Это "представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации".
Статья 2 Закона о конкуренции определяет, что он распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица.
Таким образом, принимая во внимание закрепленную в статьях 10 и 12 Конституции Российской Федерации систему разделения властей, можно прийти к выводу, что статья 9 Закона о конкуренции распространяется только на одну из ветвей государственной власти - исполнительную и на служащих органов местного самоуправления.
Руководствуясь приведенными основаниями, а также из согласования статей 2, 7, 8 и 9 Закона о конкуренции можно сделать вывод о применении статьи 9 только в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В статье 9 раздела II Закона о конкуренции ("Монополистическая деятельность") установлен прямой запрет на участие должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в предпринимательской деятельности. Из чего можно сделать вывод о том, что названная статья, в сущности, носит запретительный характер.
Следует учитывать, что подобная трактовка сути статьи 9 Закона о конкуренции полностью согласуется с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность государственных и муниципальных служащих и устанавливающими виды ответственности за нарушения ограничений, связанных с замещением государственных и муниципальных должностей.
Так, статья 11 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" и статья 11 Федерального закона "Об основах муниципальной службы Российской Федерации" не допускают участие государственных и муниципальных служащих в предпринимательской деятельности, то есть указанными актами подтверждены установленные Законом о конкуренции ограничения в отношении государственных и муниципальных служащих.
Страницы: 2 из 6 <-- предыдущая cодержание следующая -->
ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 2 ЗАКОНА О КОНКУРЕНЦИИ ОПРЕДЕЛЯЕТ, ЧТО ОН РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ОТНОШЕНИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНЦИЮ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В КОТОРЫХ УЧАСТВУЮТ РОССИЙСКИЕ И ИНОСТРАННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА. КАК ЗАПРЕТИТЕЛЬНАЯ НОРМА
(Приказ МАП РФ от 13.11.2000 N 831. Об утверждении Методических рекомендаций по применению статьи 9 Закона Российской Федерации ''О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках)Акцизы
Следовательно, сотрудникам антимонопольных органов надлежит руководствоваться определением "должностное лицо", выведенным из правоприменительной практики, то есть применять аналогию, поскольку на данный момент новый Кодекс об административных правонарушениях еще не принят.
2. Вопросы применения понятия "орган государственной
власти и государственного управления"
власти и государственного управления"
В статье 11 Конституции Российской Федерации перечислены органы государственной власти Российской Федерации. На федеральном уровне к ним относятся: Президент и Правительство Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и суды Российской Федерации, а на уровне субъектов Российской Федерации - органы, образуемые ими.
Более детальное определение указанного понятия (относительно выборных органов власти) дано в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно статье 2 упомянутого Закона "органы государственной власти субъектов Российской Федерации - законодательные (представительные) органы государственной власти и главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, предусмотренные конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации"; "федеральные органы государственной власти - Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами". В Законе также дается определение органов местного самоуправления, которые согласно статье 12 и главе 8 Конституции Российской Федерации не относятся к системе органов государственной власти, однако задачи их также реализуются должностными лицами. Это "представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации".
Статья 2 Закона о конкуренции определяет, что он распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица.
Таким образом, принимая во внимание закрепленную в статьях 10 и 12 Конституции Российской Федерации систему разделения властей, можно прийти к выводу, что статья 9 Закона о конкуренции распространяется только на одну из ветвей государственной власти - исполнительную и на служащих органов местного самоуправления.
Руководствуясь приведенными основаниями, а также из согласования статей 2, 7, 8 и 9 Закона о конкуренции можно сделать вывод о применении статьи 9 только в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
3. Статья 9 Закона о конкуренции
как запретительная норма
как запретительная норма
В статье 9 раздела II Закона о конкуренции ("Монополистическая деятельность") установлен прямой запрет на участие должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в предпринимательской деятельности. Из чего можно сделать вывод о том, что названная статья, в сущности, носит запретительный характер.
Следует учитывать, что подобная трактовка сути статьи 9 Закона о конкуренции полностью согласуется с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность государственных и муниципальных служащих и устанавливающими виды ответственности за нарушения ограничений, связанных с замещением государственных и муниципальных должностей.
Так, статья 11 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" и статья 11 Федерального закона "Об основах муниципальной службы Российской Федерации" не допускают участие государственных и муниципальных служащих в предпринимательской деятельности, то есть указанными актами подтверждены установленные Законом о конкуренции ограничения в отношении государственных и муниципальных служащих.
Страницы: 2 из 6 <-- предыдущая cодержание следующая -->