Официальные документы

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.10.2000 N ГКПИ00-1120. О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПУНКТОВ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРАВО НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ, АКВАТОРИЕЙ И УЧАСТКАМИ МОРСКОГО ДНА, УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 28.10.1992 N 828

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)





ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 октября 2000 г. N ГКПИ 00-1120

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда
Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению акционерной нефтяной компании "Башнефть", Сагитовой З.Р., Исаевой Л.А. и Батраевой Л.Ф. о признании частично недействительным Постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 1992 г. N 828, в редакции от 22 августа 1998 г. N 1004,
установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации N 828 от 28 октября 1992 г. было утверждено "Положение о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна", в редакции от 22 августа 1998 г. N 1004 (далее - Положение).
Абзацами 2 и 3 п. 10 Положения предусмотрено, что регулярные платежи за право на добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом нормативных потерь полезных ископаемых в недрах и включаются в себестоимость его добычи. При этом стоимость добытого минерального сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции из него без учета налога на добавленную стоимость.
Конкретные размеры регулярных платежей определяются по каждому месторождению с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества запасов, природно - географических, горнотехнических условий, оценки риска пользователя недр и рентабельности разработки месторождения и устанавливаются органами, предоставляющими лицензию по результатам конкурсов или аукционов.
В соответствии с пунктами 12 и 13 Положения в случае реализации пользователем недр части минерального сырья или продуктов его технологического передела по бартеру или для экспортных поставок в общую стоимость минерального сырья для определения размера платежей включаются также стоимость экспортных поставок в иностранной валюте или в рублях (для рублевой зоны) и стоимость сырья по прямому обмену, оцениваемых по рыночному курсу на аналогичное сырье или продукты его передела на момент их реализации.
При реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья размер платежей корректируется понижающим коэффициентом, определяемым отношением себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передела.
Акционерная нефтяная компания "Башнефть", акционеры данной компании Сагитова З.Р., Исаева Л.А. и Батраева Л.Ф. обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительными вышеприведенных предписаний Постановления Правительства Российской Федерации, ссылаясь на их незаконность.
В судебном заседании представитель АПК "Башнефть" Колковский Ю.В., заявительница Сагитова З.Р., представляющая также интересы других заявителей, просили об удовлетворении заявленных требований за исключением первого предложения абзаца 2 пункта 10 оспариваемого Положения.
Представители Правительства Российской Федерации Янина Н.Т. и Летягин О.В. требования заявителей не признали и просили суд отказать в их удовлетворении за необоснованностью.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., просившей удовлетворить требования заявителей, Верховный Суд Российской Федерации находит, что требования заявителей подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Данные принципы были определены на момент принятия оспариваемого Положения Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а в настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации и указанным Законом в действующей части.
Из анализа пунктов 1 и 2 статьи 1, статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог, взимаемый в федеральный бюджет, считается установленным лишь в том случае, когда непосредственно в самом федеральном законе определены его плательщики и элементы налогообложения, к которым относятся: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
В силу п. 9 ст. 13 Налогового кодекса РФ налог на пользование недрами относится к федеральным налогам. Следовательно, существенные элементы налогообложения по указанному Закону могут быть установлены только федеральным законом, а не нормативным актом Правительства Российской Федерации.









Страницы: 1 из 2
  1 2




© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)