Официальные документы

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.10.2000 N ГКПИ00-1120. О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПУНКТОВ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРАВО НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ, АКВАТОРИЕЙ И УЧАСТКАМИ МОРСКОГО ДНА, УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 28.10.1992 N 828. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Решение Верховного Суда РФ от 26.10.2000 N ГКПИ00-1120. О признании недействительными отдельных пунктов Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.1992 N 828)

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)




Между тем при рассмотрении дела судом установлено, что оспариваемые заявителями предписания Положения устанавливают и дополняют ряд элементов обложения по федеральному налогу на пользование недрами.
Так, во втором предложении абз. 2 п. 10 Положения указано, что "стоимость добытого минерального сырья (то есть элемент налогообложения - налоговая база) определяется по ценам реализации товарной продукции из него без учета налога на добавленную стоимость". Указанное предписание не может быть признано законным, поскольку аналогичного положения в Законе Российской Федерации "О недрах" не содержится.
В ч. 4 ст. 41 названного Закона предусмотрено, что размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами горного надзора.
Таким образом, предписание второго предложения абз. 2 п. 10 Положения о том, что "стоимость добытого минерального сырья определяется по ценам реализации товарной продукции из него без учета налога на добавленную стоимость", фактически дополняет приведенную норму Закона по определению налоговой базы при исчислении платежей за пользование недрами. Поскольку, как уже отмечалось, Правительство Российской Федерации делать этого не вправе, данное предписание должно быть признано судом недействительным.
По вышеизложенным основаниям не могут быть признаны законными предписания пунктов 12 и 13 Положения, содержащие не закрепленные в федеральном законодательстве нормы об определении налоговой базы, ставок и порядка исчисления платежей (налога) на пользование недрами в случаях реализации минерального сырья по бартеру или для экспортных поставок, а также при реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья.
Подлежит признанию недействительным и закрепленное в абз. 3 п. 10 Положения предписание о том, что "конкретные размеры регулярных платежей за добычу полезных ископаемых определяются ... и устанавливаются органами, предоставляющими лицензию по результатам конкурсов или аукционов", поскольку размер налоговой ставки (существенный элемент налогообложения) за пользование недрами может быть определен только федеральным законом.
Возражая против заявленных заявителями требований, представители Правительства Российской Федерации ссылались на положения ч. 7 ст. 41 Закона Российской Федерации "О недрах".
В указанной правовой норме закреплено, что порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Окончательные размеры этих платежей устанавливаются при предоставлении лицензии.
Суд полагает, что приведенные положения Закона Российской Федерации "О недрах" не позволяют отказать заявителям в удовлетворении их требований.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 16-П от 11 ноября 1997 г. "По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации", отнесение к ведению Правительства Российской Федерации установления существенных элементов налогового обязательства не соответствует закрепленному действующим законодательством разграничению полномочий между органами законодательной и исполнительной власти.
В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации признал положения части второй ст. 11.1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" об установлении размеров сбора за пограничное оформление, а также категории владельцев транспортных средств и грузов, иных лиц, освобождаемых полностью или частично от уплаты указанного сбора, Правительством Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статье 57.
В силу ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" указанное Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступило в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
Принимая во внимание, что в ч. 7 ст. 41 Закона Российской Федерации "О недрах" содержатся правовые положения, аналогичные тем, которые были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1997 г. N 16-П, суд не вправе ими руководствоваться при рассмотрении настоящего дела.
Руководствуясь ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

заявление акционерной нефтяной компании "Башнефть", Сагитовой З.Р., Исаевой Л.А. и Батраевой Л.Ф. - удовлетворить.
Признать недействительным (незаконным) второе предложение абзаца п. 10, пункты 12 и 13 "Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1992 г. N 828, в редакции от 22 августа 1998 г. N 1004.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.

Судья Верховного Суда
В.Ю.ЗАЙЦЕВ


Страницы: 2 из 2  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->