ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 17.10.2008 N 10265/08. О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Определение ВАС РФ от 17.10.2008 N 10265/08. О прекращении производства по делу)Упрощенная система налогообложения (УСН)
Определение нормативного правового акта и правовой нормы содержится в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" и рекомендуется для использования при подготовке нормативных правовых актов Министерством юстиции Российской Федерации (Приказы от 14.07.1999 N 217, от 04.05.2007 N 88), которое уполномочено Правительством Российской Федерации давать разъяснения о применении утвержденных им Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Такими нормативными правовыми актами, в частности, являются Приказы Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения" на 2006 год" и от 03.11.2006 N 360 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения" на 2007 год".
В то же время оспариваемое письмо не содержит признаков нормативного правового акта, обязательного для неопределенного круга лиц и рассчитанного на многократное применение, поэтому не может иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.
Как следует из содержания данного письма Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 N 03-11-02/272, адресованного Федеральной налоговой службе, оно является разъяснением о порядке применения коэффициентов-дефляторов на 2006, 2007 годы, установленных Приказами Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения" на 2006 год" и от 03.11.2006 N 360 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения" на 2007 год".
Направление Федеральной налоговой службой оспариваемого письма своим территориальным органам, образующим единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, не является основанием для изменения юридического статуса данного документа и его квалификации в качестве нормативного правового акта.
Следовательно, содержащиеся в оспариваемом письме Минфина России положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков.
Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, также не связаны положениями указанного письма, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.
Таким образом, в силу статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации оспариваемое письмо не должно влечь правовых последствий, так как не отвечают критериям, позволяющим признать его в качестве нормативного правового акта.
Применение оспариваемого письма в налоговом споре с участием общества не является основанием для изменения юридического статуса данного документа и его квалификации в качестве нормативного правового акта.
При изложенных обстоятельствах заявление общества с ограниченной ответственностью "Новгородский стоматологический центр" о признании недействующим письма Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 N 03-11-02/272 не подлежит рассмотрению в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, к подсудности которого отнесено рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Судебная коллегия также учитывает, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 27.04.2007 N 3506/07, прекращая производство по делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эридан" о признании недействующими второго предложения абзаца девятого и абзаца десятого письма Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 N 03-11-02/272, признал, что названное письмо и его отдельные положения не отвечают признакам нормативного правового акта.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, суд
прекратить производство по делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новгородский стоматологический центр" о признании недействующим письма Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 N 03-11-02/272.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Новгородский стоматологический центр" государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 348 от 16.07.2008.
Е.Н.ЗАРУБИНА
С.М.ПЕТРОВА
А.А.ПОПОВЧЕНКО
Страницы: 2 из 2 <-- предыдущая cодержание следующая -->