РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
(Распоряжение Правительства РФ от 01.06.2006 N 793-р. Стратегия развития финансового рынка на 2006 - 2008 годы)Акцизы
Для решения указанных проблем необходимо расширить перечень объектов инвестирования средств, отраженных на счетах лиц, не реализовавших право выбора частной управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, а также пересмотреть требования к структуре портфеля пенсионных накоплений.
В число разрешенных объектов инвестирования средств, отраженных на счетах лиц, не реализовавших право выбора частной управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, предлагается дополнительно включить:
- ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги;
- корпоративные облигации российских эмитентов;
- акции российских открытых акционерных обществ;
- иностранные ценные бумаги.
Однако при расширении перечня инструментов инвестирования конструкция инвестирования пенсионных средств посредством единственной государственной управляющей компании потребует коренной модернизации, которая позволит избежать таких нарушений функционирования рыночного механизма, как монополизация рынка, манипулятивные практики, инсайдерская торговля и избыточное давление на ставку процента на рынке корпоративных облигаций.
Решить эту проблему можно путем изменения порядка размещения пенсионных накоплений, отраженных на счетах лиц, не реализовавших право выбора частной управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда.
Кроме того, как показывает мировой опыт инвестирования средств пенсионных накоплений, внедрение стандартных инвестиционных деклараций, рекомендуемых в зависимости от срока, оставшегося до наступления пенсионных выплат, позволяет достичь цели инвестирования средств пенсионных накоплений наиболее эффективным способом. Переход к системе стандартных инвестиционных деклараций может стать таким вариантом организации порядка инвестирования средств, отраженных на счетах лиц, не реализовавших право выбора частной управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, который облегчит процесс выбора портфеля и будет способствовать снижению доли указанных средств.
Обеспечение эффективности финансовых рынков невозможно без существенного роста числа граждан, осуществляющих инвестиционную деятельность на финансовых рынках, что требует повышения уровня информированности граждан о возможностях инвестирования средств на финансовом рынке, в том числе средств пенсионных накоплений, и об их правах в качестве инвесторов.
В связи с этим необходима реализация ведомственной целевой программы Федеральной службы по финансовым рынкам, включающей мероприятия по выявлению причин низкого уровня доверия населения к использованию инструментов финансовых рынков для инвестирования сбережений, определению целевой аудитории для осуществления мер, направленных на привлечение средств населения на финансовый рынок и разъяснение рисков инвестирования, а также комплекс информационных и обучающих программ и материалов для работы с различными целевыми аудиториями. Реализация этой программы приобретает особую актуальность сегодня, когда необходимо внести изменения в порядок инвестирования средств лиц, не воспользовавшихся правом выбора частной управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, и ввести в практику использование стандартных инвестиционных схем инвестирования.
Развитие системы добровольного пенсионного обеспечения должно идти как по пути создания новых механизмов пенсионного обеспечения, так и по пути совершенствования действующих механизмов.
Основным законодательно определенным механизмом добровольного пенсионного обеспечения в Российской Федерации является негосударственный пенсионный фонд. Между тем в развитых странах функционируют пенсионные схемы с участием негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, кредитных организаций либо непосредственно работодателей. Внедрение новых механизмов пенсионного обеспечения в Российской Федерации будет стимулировать их конкуренцию, что приведет к снижению издержек и повышению эффективности пенсионного обеспечения.
Необходимо стимулировать развитие схем частного пенсионного обеспечения, в том числе корпоративных, решая при этом вопросы, связанные с налогообложением и финансовой устойчивостью таких схем, соблюдением прав бенефициаров при банкротстве организаций-работодателей, обеспечением сохранности накоплений при выборе физическим лицом другой пенсионной схемы и прозрачности пенсионных схем, а также с установлением единых требований в отношении инвестирования пенсионных резервов и контроля за их инвестированием.
Вторым направлением развития негосударственного пенсионного обеспечения должно стать совершенствование регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Относительно низкий уровень развития отрасли добровольного пенсионного обеспечения в значительной степени обусловлен отсутствием требований к стандартизации пенсионных схем, а также недостаточной информационной прозрачностью негосударственных пенсионных фондов.
Необходимо установить унифицированные требования к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, обеспечивающие доступность данных схем для понимания потребителями.
Страницы: 6 из 17 <-- предыдущая cодержание следующая -->