СТАНДАРТЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ. РАЗВИТИЕ КОМПЕНСАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ. РЕФОРМА СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ. СОЗДАНИЕ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ОРГАНА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
(Распоряжение Правительства РФ от 01.06.2006 N 793-р. Стратегия развития финансового рынка на 2006 - 2008 годы)Акцизы
Стоимость чистых активов хозяйственного общества, представляющая собой разницу между балансовой стоимостью активов (имущества) и размером его обязательств, может меняться в процессе функционирования этого общества. Уменьшение стоимости чистых активов, включая отрицательное значение, не означает, что хозяйственное общество является неплатежеспособным и неработающим. Напротив, более чем 10-летняя практика функционирования хозяйственных обществ в Российской Федерации показывает, что предприятие может в течение нескольких лет иметь отрицательные активы вследствие, например, получения крупного кредита для модернизации производства и при этом оставаться работающим и приносящим пользу экономике страны. В дальнейшем, по мере погашения кредиторской задолженности и наращивания темпов производства, активы предприятия приходят в норму. Уменьшение уставного капитала хозяйственного общества или его ликвидация является радикальной мерой, не соответствующей современным потребностям рынка. При этом следует признать, что законодательством Российской Федерации предусмотрены другие механизмы защиты прав кредиторов в случае несостоятельности предприятия, в частности применение процедуры банкротства. Корпоративное законодательство не предусматривает таких жестких последствий несоответствия уставного капитала размеру чистых активов, как законодательство Российской Федерации. Указанные вопросы должны решаться, как правило, законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Для обеспечения ясности и последовательности кодекса корпоративного поведения его положения, ставшие нормами законодательства Российской Федерации, необходимо исключить из текста кодекса. В то же время его следует дополнить положениями, отражающими современное состояние дел в области корпоративного управления, включая:
- рекомендации, связанные с формированием независимых и ответственных советов директоров;
- положение об использовании инсайдерской информации, предотвращающее ее недопустимое использование;
- рекомендации по составлению и раскрытию консолидированной финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
В настоящее время существует ряд проблем, препятствующих эффективному применению к должностным лицам хозяйственных обществ мер гражданской, административной и уголовной ответственности. Основными из них являются оценка соответствующих действий должностных лиц хозяйственных обществ с точки зрения их добросовестности и разумности, а также определение предела ответственности должностных лиц хозяйственных обществ.
Существенным недостатком в сфере регулирования ответственности членов совета директоров являются отсутствие мер административного воздействия на должностных лиц, членов счетных комиссий и членов ликвидационных комиссий и чрезвычайно низкие штрафы за правонарушения.
С проблемой ответственности должностных лиц хозяйственных обществ тесно связана проблема соблюдения законодательства Российской Федерации по вопросам совершения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Требует концептуальных изменений заложенный в законодательстве Российской Федерации подход к последствиям несоблюдения требований к совершению таких сделок. Признание соответствующих сделок недействительными зачастую не решает проблему и негативно сказывается на хозяйственной деятельности общества, нарушает стабильность гражданского оборота. Более эффективным могло бы быть установление мер ответственности в отношении должностных лиц хозяйственных обществ, допустивших подобные нарушения.
Снижению рисков на финансовом рынке (прежде всего, риска банкротства финансовых организаций и риска недобросовестного исполнения ими своих обязанностей при обслуживании инвесторов) будет способствовать внедрение компенсационных механизмов. Необходимость применения таких механизмов в небанковских секторах финансового рынка возросла в результате внедрения системы страхования банковских вкладов. В этих условиях внедрение системы компенсации гражданам в небанковских секторах финансового рынка обеспечит равные конкурентные возможности для финансовых институтов различных типов.
В связи с этим государству следует создать компенсационные механизмы, которые обеспечили бы доверие частных инвесторов к фондовому рынку. Компенсационный механизм должен функционировать на основе принципов, закрепленных, в частности, в директиве Европейского союза и реализованных в национальном законодательстве различных государств, включая следующие:
- четкое определение правовых норм функционирования компенсационных институтов;
- эффективный контроль деятельности компенсационных фондов, осуществляемый регулятором финансового рынка;
- отнесение к выгодоприобретателям компенсационных фондов только неквалифицированных инвесторов (в основном физических лиц);
- распространение компенсационных механизмов только на клиентов лицензированных финансовых организаций;
- выплата компенсаций лишь в ограниченном числе случаев, связанных, главным образом, с потерей инвестиционной компанией способности выполнять свои обязательства перед третьими лицами, а также в случае совершения уголовных правонарушений;
- запрет на использование компенсационных фондов для покрытия потерь инвесторов, связанных с реализацией инвестиционных рисков (неверный выбор активов инвестирования, падение цен в результате наступления каких-либо макроэкономических или корпоративных событий и т.д.);
- переход к компенсационному фонду всех требований инвестора, которому выплачена компенсация.
Компенсационные фонды, действующие на финансовом рынке, могут формироваться за счет:
- взносов в компенсационный фонд финансовых и других организаций;
- штрафов, взыскиваемых с финансовых организаций - членов саморегулируемой организации в порядке, установленном этой организацией.
Задача внедрения эффективных компенсационных механизмов на финансовом рынке является крайне актуальной. При этом роль государства может заключаться в стимулировании финансовых организаций к созданию компенсационных фондов, оказании им поддержки, а также в создании государственного компенсационного фонда.
Создание коллегиального органа по регулированию
на финансовом рынке
Страницы: 12 из 17 <-- предыдущая cодержание следующая -->