Официальные документы

СТАНДАРТЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ. РАЗВИТИЕ КОМПЕНСАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ. РЕФОРМА СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ. СОЗДАНИЕ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ОРГАНА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ

(Распоряжение Правительства РФ от 01.06.2006 N 793-р. Стратегия развития финансового рынка на 2006 - 2008 годы)

Акцизы




Стоимость чистых активов хозяйственного общества, представляющая собой разницу между балансовой стоимостью активов (имущества) и размером его обязательств, может меняться в процессе функционирования этого общества. Уменьшение стоимости чистых активов, включая отрицательное значение, не означает, что хозяйственное общество является неплатежеспособным и неработающим. Напротив, более чем 10-летняя практика функционирования хозяйственных обществ в Российской Федерации показывает, что предприятие может в течение нескольких лет иметь отрицательные активы вследствие, например, получения крупного кредита для модернизации производства и при этом оставаться работающим и приносящим пользу экономике страны. В дальнейшем, по мере погашения кредиторской задолженности и наращивания темпов производства, активы предприятия приходят в норму. Уменьшение уставного капитала хозяйственного общества или его ликвидация является радикальной мерой, не соответствующей современным потребностям рынка. При этом следует признать, что законодательством Российской Федерации предусмотрены другие механизмы защиты прав кредиторов в случае несостоятельности предприятия, в частности применение процедуры банкротства. Корпоративное законодательство не предусматривает таких жестких последствий несоответствия уставного капитала размеру чистых активов, как законодательство Российской Федерации. Указанные вопросы должны решаться, как правило, законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Стандарты корпоративного управления

Для обеспечения ясности и последовательности кодекса корпоративного поведения его положения, ставшие нормами законодательства Российской Федерации, необходимо исключить из текста кодекса. В то же время его следует дополнить положениями, отражающими современное состояние дел в области корпоративного управления, включая:
- рекомендации, связанные с формированием независимых и ответственных советов директоров;
- положение об использовании инсайдерской информации, предотвращающее ее недопустимое использование;
- рекомендации по составлению и раскрытию консолидированной финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Ответственность должностных лиц хозяйственных обществ

В настоящее время существует ряд проблем, препятствующих эффективному применению к должностным лицам хозяйственных обществ мер гражданской, административной и уголовной ответственности. Основными из них являются оценка соответствующих действий должностных лиц хозяйственных обществ с точки зрения их добросовестности и разумности, а также определение предела ответственности должностных лиц хозяйственных обществ.
Существенным недостатком в сфере регулирования ответственности членов совета директоров являются отсутствие мер административного воздействия на должностных лиц, членов счетных комиссий и членов ликвидационных комиссий и чрезвычайно низкие штрафы за правонарушения.
С проблемой ответственности должностных лиц хозяйственных обществ тесно связана проблема соблюдения законодательства Российской Федерации по вопросам совершения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Требует концептуальных изменений заложенный в законодательстве Российской Федерации подход к последствиям несоблюдения требований к совершению таких сделок. Признание соответствующих сделок недействительными зачастую не решает проблему и негативно сказывается на хозяйственной деятельности общества, нарушает стабильность гражданского оборота. Более эффективным могло бы быть установление мер ответственности в отношении должностных лиц хозяйственных обществ, допустивших подобные нарушения.
Развитие компенсационных механизмов на финансовом рынке

Снижению рисков на финансовом рынке (прежде всего, риска банкротства финансовых организаций и риска недобросовестного исполнения ими своих обязанностей при обслуживании инвесторов) будет способствовать внедрение компенсационных механизмов. Необходимость применения таких механизмов в небанковских секторах финансового рынка возросла в результате внедрения системы страхования банковских вкладов. В этих условиях внедрение системы компенсации гражданам в небанковских секторах финансового рынка обеспечит равные конкурентные возможности для финансовых институтов различных типов.
В связи с этим государству следует создать компенсационные механизмы, которые обеспечили бы доверие частных инвесторов к фондовому рынку. Компенсационный механизм должен функционировать на основе принципов, закрепленных, в частности, в директиве Европейского союза и реализованных в национальном законодательстве различных государств, включая следующие:
- четкое определение правовых норм функционирования компенсационных институтов;
- эффективный контроль деятельности компенсационных фондов, осуществляемый регулятором финансового рынка;
- отнесение к выгодоприобретателям компенсационных фондов только неквалифицированных инвесторов (в основном физических лиц);
- распространение компенсационных механизмов только на клиентов лицензированных финансовых организаций;
- выплата компенсаций лишь в ограниченном числе случаев, связанных, главным образом, с потерей инвестиционной компанией способности выполнять свои обязательства перед третьими лицами, а также в случае совершения уголовных правонарушений;
- запрет на использование компенсационных фондов для покрытия потерь инвесторов, связанных с реализацией инвестиционных рисков (неверный выбор активов инвестирования, падение цен в результате наступления каких-либо макроэкономических или корпоративных событий и т.д.);
- переход к компенсационному фонду всех требований инвестора, которому выплачена компенсация.
Компенсационные фонды, действующие на финансовом рынке, могут формироваться за счет:
- взносов в компенсационный фонд финансовых и других организаций;
- штрафов, взыскиваемых с финансовых организаций - членов саморегулируемой организации в порядке, установленном этой организацией.
Задача внедрения эффективных компенсационных механизмов на финансовом рынке является крайне актуальной. При этом роль государства может заключаться в стимулировании финансовых организаций к созданию компенсационных фондов, оказании им поддержки, а также в создании государственного компенсационного фонда.
VII. РЕФОРМА СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ

Создание коллегиального органа по регулированию
на финансовом рынке


Страницы: 12 из 17  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->