Официальные документы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 05.07.2001 N 162-О. ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА ХОРОШЕВСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА МОСКВЫ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ АБЗАЦА ВТОРОГО ПУНКТА 2 СТАТЬИ 224 И ПУНКТА 1 СТАТЬИ 226 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)





КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2001 г. N 162-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА
ХОРОШЕВСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА МОСКВЫ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ АБЗАЦА ВТОРОГО ПУНКТА 2 СТАТЬИ 224
И ПУНКТА 1 СТАТЬИ 226 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.И. Тиунова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Хорошевского районного суда города Москвы,
установил:

1. В производстве Хорошевского районного суда города Москвы находится дело по жалобе гражданина А.И. Грузинова на действия ООО "Джекпот". Придя к выводу о том, что подлежащие применению в данном деле абзац второй пункта 2 статьи 224 и пункт 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствуют Конституции Российской Федерации, Хорошевский районный суд города Москвы обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке их конституционности.
По мнению заявителя, содержащиеся в них нормы противоречат статьям 2, 6, 7, 8 (часть 2), 15, 17, 18, 19 (части 1 и 2), 23 (часть 1), 24 (часть 1), 35, 54, 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку установленный в главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации налог на такие доходы физических лиц, как доходы, полученные в виде выигрыша, не отвечает конституционному понятию законно установленного налога, а порядок его взимания приводит к нарушению конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни.
2. Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации налогом на доходы физических лиц облагаются выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), по налоговой ставке в размере 35 процентов полученного физическим лицом дохода. Согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, предусмотренные статьей 224, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму этого налога (часть первая); эти организации и индивидуальные предприниматели именуются налоговыми агентами (часть вторая).
Федеральным законом от 30 мая 2001 года "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, т.е. со 2 июля 2001 года, в абзаце втором пункта 2 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации слова "тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов)" исключены, что в силу статьи 2 названного Федерального закона означает взимание с 1 января 2001 года налога с выигрышей, выплачиваемых организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), по ставке 13 процентов, а не 35 процентов, как было ранее.
Между тем размер ставки в запросе Хорошевского районного суда города Москвы не оспаривается, а потому внесенное в текст данной нормы изменение не изменяет предмет обращения. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации учитывает, что предварительное изучение обращения судьей, являющееся, согласно части первой статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", обязательной стадией производства, начато 28 мая 2001 года, т.е. до того, как содержание оспариваемой нормы было изменено.
3. По смыслу части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает обращение к рассмотрению, если усматривает неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемая заявителем норма Конституции Российской Федерации, - в противном случае такое обращение не может быть признано отвечающим критерию допустимости.











© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)