ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПОДПРОГРАММА. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Постановление Правительства РФ от 01.07.2011 N 531. О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 г. N 54)Налог на прибыль организаций. Транспортный налог. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Указанные задачи не могут быть решены иным методом и без участия государства в силу недостатка собственных средств у российских организаций станкостроительной и инструментальной промышленности, низкой рентабельности производства, неблагоприятного прогноза внутреннего и внешнего спроса на их продукцию и практической недоступности для них банковских кредитов.
Низкая инвестиционная привлекательность отечественного станкостроения препятствует притоку капитала в отрасль из экономически эффективных сырьевых секторов российской экономики и иностранных государств. Несмотря на значительный внутренний спрос на станкоинструментальную продукцию, ставка на привлечение иностранных инвестиций в отрасль, в том числе в форме организации совместных предприятий при государственной поддержке, не имеет перспективы, пока рентабельность внутрироссийского производства механообрабатывающего оборудования и инструмента не превзойдет рентабельность их импорта.
Объем и социально-экономическая значимость задач подпрограммы "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы (далее - подпрограмма), необходимость капитальных вложений в развитие производства конкурентоспособного механообрабатывающего оборудования и инструмента выходят за рамки возможностей подпрограммы отдельного ведомства, поэтому форма подпрограммы федеральной целевой программы представляется наиболее целесообразной.
Реализация подпрограммы предусматривает:
- восполнение недостатка у российских производителей завершенных разработок конкурентоспособных образцов механообрабатывающего оборудования и инструмента в результате проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с привлечением ноу-хау ведущих зарубежных научных и производственных организаций в форме прямой покупки ноу-хау у его владельцев;
- развитие (техническое перевооружение) головного инжинирингового центра за счет капитальных вложений, предусматриваемых подпрограммой;
- стимулирование создания системных интеграторов в виде организаций с частной формой собственности посредством разработки инструментария для технологического перевооружения машиностроительного производства, в частности программных систем, методик и типовых проектных решений.
Сформулированная проблема долгосрочного обеспечения технологической независимости российских стратегических машиностроительных организаций силами отечественного станкостроения и инструментальной промышленности имеет 2 аспекта. Первый аспект (научно-технический) выражается в необходимости восполнения недостатка у российских производителей завершенных разработок конкурентоспособных образцов механообрабатывающего оборудования и инструмента. Второй аспект (инфраструктурный) выражается в необходимости создания в России организаций - системных интеграторов, консолидирующих рыночные предложения российских производителей механообрабатывающего оборудования и поставляющих конечным потребителям (машиностроительным организациям) завершенные производственные участки и линии, что необходимо с учетом исторически сложившейся узкой специализации российских производителей механообрабатывающего оборудования.
Учитывая невозможность решения проблемы обеспечения технологической независимости российского машиностроения за счет развития собственного станкостроения иным методом, кроме программно-целевого, необходимо рассмотреть 2 варианта решения первого аспекта сформулированной системной проблемы:
- решение задачи разработки и организации серийного производства конкурентоспособных средств машиностроительного производства, превосходящих по своим техническим характеристикам и показателю, характеризующему соотношение цены и качества, лучшие зарубежные аналоги, исключительно силами российских разработчиков;
- решение указанной задачи с привлечением ноу-хау ведущих научных и производственных организаций иностранных государств и организация серийного производства в кооперации с партнерами иностранных государств.
Преимуществом первого варианта является обеспечение поступления бюджетных средств отечественным разработчикам, что, в свою очередь, будет способствовать развитию их научного потенциала.
Однако современные кадровые возможности российских организаций-разработчиков, их научно-технический потенциал, опыт создания современных конкурентоспособных образцов оборудования и инструмента не соответствуют объему и требуемому качеству работ, которые необходимо выполнить для решения поставленной задачи.
Последние 15 лет российские отраслевые научно-проектные и производственные организации были вынуждены вести разработки новых видов механообрабатывающего оборудования и инструмента в условиях хронического недофинансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и растущего дефицита научных и инженерных кадров. В результате число доведенных до серийного производства перспективных разработок, соответствующих мировому уровню развития станочных и инструментальных технологий, невелико. При этом представленные разработки, являясь новшеством для нашей страны, часто не превосходят лучшие зарубежные аналоги.
Технологический прорыв может быть обеспечен за счет целенаправленного привлечения зарубежного ноу-хау. С этой целью необходимы:
Страницы: 58 из 90 <-- предыдущая cодержание следующая -->