Официальные документы

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПОДПРОГРАММА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Постановление Правительства РФ от 01.07.2011 N 531. О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 г. N 54)

Налог на прибыль организаций. Транспортный налог. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)




Анализ состояния и тенденций развития российской станкостроительной и инструментальной промышленности не позволяет рассчитывать на то, что проблема обеспечения технологической независимости российского стратегического машиностроения будет решена стихийно, под воздействием рынка, без активного вмешательства государства. Экстраполяция наблюдаемой динамики развития отрасли на ближайшее будущее приводит к выводу о том, что отставание темпов роста производства станкоинструментальной продукции от темпов роста машиностроения будет продолжаться. Вместе с тем в российской экономике не наблюдается серьезных структурных изменений, следствием которых в ближайшие годы могло бы стать опережающее увеличение объемов производства станкоинструментальной промышленности. Сдерживающими факторами для развития отрасли в ближайшей и среднесрочной перспективе остаются экономический кризис и давление импорта.
В последние предкризисные годы мировое производство металлообрабатывающего оборудования увеличивалось быстрыми темпами (в 2003 - 2007 годах в среднем на 17 процентов в год) и достигло в 2007 году 71 млрд. долларов США. Отечественное станкостроение осталось вне общемировой тенденции роста, в 2007 году Россия занимала 22-е место в мире (202,2 млн. долларов США) по производству металлообрабатывающего оборудования, серьезно уступая лидерам мирового станкостроения - Японии (14,4 млрд. долларов США), Германии (12,7 млрд. долларов США) и Китаю (10,1 млрд. долларов США).
В 2000 - 2005 годах, когда большинство отраслей экономики России активно развивались, по многим видам продукции станкостроения происходило сокращение объемов производства. Станкостроение устойчиво развивалось лишь с 2006 года по III квартал 2008 г., когда до него докатилась волна инвестиционного спроса, вызванного развитием российского машиностроения - основного потребителя станкоинструментальной продукции.
С началом экономического кризиса производство механообрабатывающего оборудования и инструмента начало быстро сокращаться и к концу 2009 года снизилось по основным видам продукции в 2 - 3 раза. Тенденции дальнейшего развития производства механообрабатывающего оборудования и инструмента представляются резко отрицательными.
Платежеспособный спрос организаций российского машиностроения в условиях экономического кризиса с конца 2008 года значительно сократился. Тем не менее потребность (потенциальный спрос) российского машиностроения в механообрабатывающем оборудовании очень велика, что обусловливается крайне высоким уровнем износа. Парк механообрабатывающего оборудования, обеспечивающий российское машиностроение, с 1990 года сократился примерно на 1 млн. единиц и составляет сегодня около 1,3 - 1,5 млн. единиц. В среднем за указанный период ежегодно из парка оборудования было выведено более 60 тыс. станков. Возраст более 50 процентов оборудования превышает 20 лет и скоро перейдет или уже перешел критическую отметку в 26 лет, которая соответствует 100-процентному физическому износу оборудования.
В последние годы быстро росла доля импорта во внутреннем потреблении станков и инструмента, достигающая сегодня почти 90 процентов. При этом отечественное станкостроение сумело освоить производство отдельных видов станков, конкурентоспособность которых подтверждается высокой долей экспорта в российском производстве механообрабатывающего оборудования. Тем не менее по многим товарным позициям станкостроения и инструментальной промышленности российское производство либо отсутствует, либо производимая в России продукция уступает зарубежным аналогам в техническом отношении.
По большинству видов технологических средств машиностроительного производства потребности российского машиностроения, особенно стратегических организаций машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов, удовлетворяются за счет импорта. Без вмешательства государства станкостроение в России в ближайшие годы может утратить возможность выполнять функции фондообразующей отрасли для российского машиностроения, в результате чего машиностроение попадет в тотальную импортную зависимость от поставщиков механообрабатывающего оборудования и инструмента иностранных государств.
Имеющие принципиальное значение для обеспечения технологической независимости российского машиностроения станкостроительные организации в условиях глобального экономического кризиса не имеют собственных ресурсов развития. Более того, кризисное сокращение спроса на их продукцию ставит под вопрос их дальнейшее существование. Однако станкостроение представляет собой компактную отрасль (не более 100 небольших организаций с долей в промышленном производстве, составляющей менее 1 процента), что делает возможным его целенаправленную масштабную поддержку государством при относительно небольших затратах.
Учитывая, что зарубежные станкостроители в условиях глобального экономического кризиса испытывают значительные трудности, которые не будут преодолены в ближайшей перспективе, Россия может вывести отечественное производство средств машиностроительного производства на траекторию ускоренного посткризисного роста, что, в свою очередь, обеспечит условия для независимого от воли других государств опережающего развития российского машиностроения.
Государственный заказ на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и капитальные вложения (долевое участие государства в инвестиционных проектах) как основные инструменты программно-целевого метода хорошо согласуются с задачами, которые необходимо выполнить для решения системной проблемы обеспечения технологической независимости российского машиностроения за счет развития собственного станкостроения. Решение системной проблемы требует разработки и организации серийного выпуска российскими организациями станкостроительной и инструментальной промышленности значительного количества новых видов конкурентоспособных средств машиностроительного производства.


Страницы: 57 из 90  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->