СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СТРУКТУР ФОНДОВОГО РЫНКА. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
(Указ Президента РФ от 01.07.1996 N 1008 (ред. от 16.10.2000). Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации)Акцизы
Процесс привлечения новых средств вкладчиков в такие рисковые структуры удалось остановить в начале 1995 года, и в настоящее время эта проблема существует главным образом в сфере защиты интересов вкладчиков, передавших свои средства новым коммерческим структурам (в том числе нелицензированным финансовым компаниям) до 1995 года.
Характерной особенностью этого сегмента рынка ценных бумаг стало широкое использование векселей и других квазиденежных инструментов, выпуск которых отражает стремление эмитентов обойти правовые ограничения и уклониться от государственного регулирования, связанного с выпуском классических финансовых инструментов рынка ценных бумаг.
Негативные события 1992 - 1995 годов, являющиеся в значительной мере типичными для всех возникающих рынков ценных бумаг, имели и положительный эффект: изменилось отношение населения к рискованным инвестициям. Сегодня только 4 процента населения готовы вкладывать сбережения в такие финансовые инструменты рынка.
За период с 1992 по 1996 год высокими темпами развивались все типы посредников на рынке ценных бумаг. К настоящему времени с точки зрения количества и уровня специализации структур фондового рынка Россия уже вполне сопоставима со странами с развитыми рынками капиталов. Основные группы таких структур - профессиональных участников рынка ценных бумаг - представляют собой:
- коммерческие банки;
- брокерские фирмы;
- инвестиционные фонды различных типов;
- инфраструктурные организации (регистраторы, депозитарии и расчетно - клиринговые организации, фондовые биржи и другие торговые системы).
В настоящее время предстоит решить следующие задачи:
- укрупнение и повышение уровня капитализации практически всех структур фондового рынка (в несколько лучшем положении находится только банковский сектор);
- повышение стандартов профессиональной деятельности;
- повышение уровня компетентности специалистов на рынке ценных бумаг;
- развитие и ужесточение системы регулирования и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе на основе саморегулирования;
- развитие системы сбора и раскрытия информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг;
- повышение конкурентоспособности российских профессиональных участников рынка ценных бумаг по сравнению с зарубежными финансовыми институтами.
К 1996 году сформировались правовые, экономические и организационные основы для развития отечественного рынка ценных бумаг, в том числе:
- приняты федеральные законы, формирующие нормативную правовую основу рынка;
- издан ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, способствующих быстрому развитию нормативной правовой базы рынка;
- создан единый орган государственного регулирования рынка - Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации (ФКЦБ России), которая в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг;
- появилось значительное количество профессиональных участников рынка, имеющих опыт практической работы на нем;
- создан определенный задел в развитии инфраструктуры рынка;
- сформированы основы для развития коллективных инвестиций;
- разработана Комплексная программа защиты прав акционеров и вкладчиков.
Вместе с тем остается нерешенным ряд значительных проблем, основными из которых являются:
- низкий уровень капитализации рынка и ликвидности ценных бумаг мелких и средних эмитентов;
- высокая стоимость заимствований на рынке государственного долга;
- отставание в развитии инфраструктуры рынка, в том числе информационной и телекоммуникационной систем, недоиспользование возможностей отечественных систем в этой сфере, недостаточный уровень развития инфраструктуры с точки зрения снижения рисков и их качества, а также комплекса предоставляемых услуг;
- слабое развитие нормативной правовой базы, устанавливающей ответственность за правонарушения на рынке, недостаточность полномочий органов государственного регулирования по привлечению к ответственности организаций и лиц, нарушающих законодательство Российской Федерации и правовые нормы на рынке, непроработанность вопросов взаимодействия регулирующих органов с правоохранительными органами и судебной системой;
- незавершенность работы по устранению "риска регистратора" и нарушений прав акционеров со стороны эмитента.
Для решения этих проблем необходимо обеспечить проведение активной государственной политики, направленной на дальнейшее развитие самостоятельного российского рынка ценных бумаг, отвечающего национальным интересам России, интегрированного в мировой фондовый рынок и обеспечивающего привлечение инвестиций в российскую экономику.
ценных бумаг
Продолжение и углубление экономически и социально обоснованных реформ - общеполитическая задача государства на рынке ценных бумаг.
Среди стран с переходной экономикой Россия, без сомнения, занимает особое место, и применение в России опыта, накопленного в других странах с развивающейся рыночной экономикой, требует тщательного анализа предлагаемых концепций, которые считаются само собой разумеющимися.
Страницы: 3 из 10 <-- предыдущая cодержание следующая -->