НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОТБОРА И ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утв. Госстроем РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России 31.03.1994 N 7-12/47))Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
Некоторые современные программные продукты включают в себя системы поддержки этих процедур (Приложение 9).
П6.2. Принятие решения на инвестирование
Фирма - инвестор до принятия решения на инвестирование должна определиться в своей системе приоритетов. Возможные варианты приоритетов:
- общественная значимость проекта;
- влияние на имидж инвестора;
- соответствие целям и задачам инвестора;
- соответствие финансовым возможностям инвестора;
- соответствие организационным возможностям инвестора;
- рыночный потенциал создаваемого продукта;
- период окупаемости проекта;
- прибыль;
- уровень риска;
- экологичность и безопасность проекта;
- соответствие законодательству.
Можно использовать в качестве критерия некоторую свертку показателей по этим приоритетам.
П6.3. Процедура отбора инвестиционных проектов
П6.3.1. Процедуры отбора, приводимые ниже, основываются на следующих предпосылках:
- государство может осуществлять функции посредника и организатора инвестиционной деятельности, создавать соответствующую инфраструктуру;
- государство может оказывать инвесторам и реципиентам прямую и косвенную поддержку, если это соответствует его коренным интересам, или участвовать с ними в совместной предпринимательской деятельности;
- государство может выступать в качестве инициатора новых организационных форм инвестиционной и инновационной деятельности, в том числе и инициатором создания специальных инвестиционных фондов для концентрации средств различных источников (в том числе государственных предприятий и частных предпринимателей) в целях реализации приоритетных для государства проектов.
Одной из важнейших характеристик проекта, определяющих условия его отбора, является связанный с ним инвестиционный риск, отражающий вероятность потери вложенных средств вследствие различных социальных, политических и экономических причин.
П6.3.2. Варианты ситуаций при отборе проектов
При формировании списка проектов, подлежащих поддержке, участию или прямому финансированию со стороны государства, необходимо учитывать существенные различия в возможных ситуациях. Предметом рассмотрения могут быть:
- проекты, предназначенные для реализации предварительно разработанных и утвержденных федеральных программ, т.е. формируемые под заранее заданный срок и результат;
- проекты, ориентированные на реализацию приоритетного для государства производственного или научно-технического направления;
- инициативные проекты вне рамок приоритетных направлений.
Решения о структуре распределения средств принимаются на основании приоритетов, указанных в инвестиционной программе на текущий год, утвержденной правительством.
П6.3.3. Предварительные стадии выбора
П6.3.3.1. При выборе проектов должна учитываться их полезность для государства.
На данном этапе в инвестиционных программах еще не конкретизируются субъекты реализации ни в производственной, ни в научно-технической сфере или содержат только предварительную информацию о них. Этап содержит две стадии:
- структуризация приоритетных направлений, которая понимается как системный анализ проблемы их реализации, выявление ее составляющих и оценка возможности решения возникающих задач в рамках имеющихся и доступных средств. Методы реализации этой стадии являются экспертно-аналитическими и включают построение дерева целей (которое является развитием соответствующих целей целевого критериального комплекса), дерева проблем, анализ достаточности существующих организационных структур и т.п.;
- формирование принципиальных (предварительных) программ реализации проблемы в целом или ее укрупненных составляющих с опорой на программно-целевые методы.
На этой стадии может также оцениваться верхняя граница возможных затрат, которая впоследствии будет служить ориентиром для соответствующих критериев оценки проектов и разработок.
П6.3.3.2. При формировании инвестиционных программ критериями качества служат:
- полнота реализации направления мероприятиями, включенными в программу;
- комплексность;
- оперативность;
- уровень наукоемкости;
- степень управляемости или надежности;
- опора на доступные ресурсы;
- связь со смежными отраслями экономики;
- совершенствование инфраструктуры;
- поддержание занятости и создание новых рабочих мест;
- надежность потенциальных инвесторов;
- возможность последующей диверсификации;
- другие критерии, отражающие стратегические задачи и экономическую конъюнктуру.
Для реализации программ осуществляется создание (по мере необходимости) специализированных организационно-институционных структур.
Их задачей является аккумуляция финансовых ресурсов, создание мотивационной среды для потенциальных участников работ, объединение усилий производственных и научно-технических звеньев, организация управления работами.
П6.3.3.3. В отдельных случаях отбор проектов может осуществляться на конкурсной основе.
Конкурс проектов содержит стадии:
- разработка условий конкурса;
- создание конкурсных советов и экспертных групп;
- уточнение системы критериев;
- систематизация, пополнение и уточнение базы данных по перспективным проектам и разработкам;
- проведение конкурсов;
- анализ полноты охвата проблем победителями конкурса и разработка требований к дополнительным разработкам.
Страницы: 26 из 42 <-- предыдущая cодержание следующая -->