И ИСПОЛНЕНИЕМ СВОДНОГО БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 N 118. Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций))Налог на прибыль организаций. Акцизы. Транспортный налог
18. В целях осуществления контроля за исполнением бюджетов предлагается использовать двухуровневую систему этого контроля.
Нижний уровень - контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений предприятия, непосредственно осуществляемый экономическими службами этих подразделений, при этом контролируется как сводный бюджет, так и составляющие его функциональные бюджеты.
Верхний уровень - контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений (включая контроль составляющих их бюджетов по статьям затрат), осуществляемый непосредственно финансово - экономической службой предприятия и его бухгалтерией.
Основными элементами системы контроля являются:
- объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;
- предметы контроля - отдельные характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов и т.д.);
- субъекты контроля - структурные подразделения предприятия, осуществляющие контроль за соблюдением бюджетов;
- технология контроля бюджетов - осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических состояний бюджетов от плановых.
Контроль за соблюдением расходной части комплексного бюджета является важной задачей, от решения которой во многом зависит эффективность финансово - хозяйственной деятельности предприятия.
Для обеспечения качественного решения этой задачи необходимо установить четкий порядок управленческих процедур, который позволит обеспечить:
- оперативное проведение анализа фактических отклонений от плановых значений (сумм) сводного бюджета (в т.ч. анализ по отклонениям функциональных бюджетов);
- разработку мероприятий по ликвидации непроизводственных затрат и удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;
- оформление и представление руководству предприятия аналитических материалов по исполнению сводного и функциональных бюджетов, для оперативной коррекции этих бюджетов и, соответственно, бюджетов структурных подразделений.
Предлагаемая система контроля за формированием и исполнением сводного бюджета предприятия представлена в таблице 8.
И ИСПОЛНЕНИЕМ СВОДНОГО БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ
Этапы бюджета | Подразделения, ответственные по этапам | Согласование по этапам | Контроль | Утверждение |
Формиро- вание Доходная часть | Финансовая служба (ФС) и Планово - экономическая служба (ПЭС) | Дирекция (Д1) и Бухгалтерская служба (БС) | Бухгалтер- ская служ- ба (БС) | Директор (Д) |
Расходная часть | ФС и ПЭС | Д1 и БС | БС ФС | Д |
Исполне- ние Доходная часть | ФС и ПЭС | Д1 и БС | БС | Д |
Расходная часть | ФС и ПЭС | Д1 и БС | БС | Д |
19. Хотя система управления финансами ориентирована на решение краткосрочных и текущих задач, решаемых предприятием, разработка стратегии его развития позволяет не только определить ориентиры этого развития, но и добиться понимания общности задач работниками различных служб предприятия, устранить ограничения на взаимодействие между ними, особенно по вопросам решения ключевых проблем, стимулировать информационный обмен между структурными подразделениями предприятия.
При сужении внутреннего рынка, недостатке инвестиций собственных средств и высоком риске долгосрочных банковских кредитов предприятия стоят перед необходимостью:
- добиться сокращения издержек производства;
- повысить качество выпускаемой продукции;
- реализовать агрессивную политику продвижения товаров на внутренний и внешний рынки (в сегментах традиционных и новых потребителей).
Создание надежной и гибкой системы управления финансами, направленной на решение вопросов бюджетной, кредитной, инвестиционной политики, позволит существенно ускорить реорганизацию деятельности предприятия. Функционирование такой системы требует тесного взаимодействия маркетинговых, сбытовых, производственных и других служб предприятия. Новая система финансового планирования должна быть нацелена на:
- повышение управляемости и адаптированности предприятия к изменениям на товарных и финансовых рынках;
- обеспечение оперативного получения информации о необходимости корректировки стратегии и тактики управления предприятием;
- создание условий для повышения взаимопонимания и доверия с представителями зарубежных фирм.
Страницы: 35 из 42 <-- предыдущая cодержание следующая -->