УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ.. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 N 118. Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций))Налог на прибыль организаций. Акцизы. Транспортный налог
11. В условиях реформы предприятию требуется современная система управления финансами, базирующаяся на разработке долгосрочной стратегии - бизнес - плана.
В бизнес - плане отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе. При этом необходимо учесть влияние внешних факторов, на которые предприятие не может воздействовать (экономические факторы: инфляция, уровень безработицы, покупательская способность потребителей, величина процентной ставки за кредит и др.; политические, природные, научно - технический факторы и т.д.).
Кроме того, бизнес - план должен содержать раздел основных показателей финансово - экономического состояния предприятия; раздел, содержащий информацию о целях деятельности предприятия, определенных количественно, и их достижение по времени. Приводятся данные о продукции, потребности в ней, показатели качества, экономические показатели продукции, характеристики дизайна и результаты его сравнения с другими аналогичными товарами, патентные права, показатели экспорта и его возможности, основные направления совершенствования как потребительских качеств выпускаемой предприятием продукции, так и его ассортиментного состава.
Важным разделом бизнес - плана является раздел, характеризующий рынок сбыта продукции предприятия, который должен содержать анализ исследования рынка, потребителей и их сегментацию, уровня спроса, мотивации потребителей, положения предприятия на рынке, основных показателей рынка и объема продаж. Кроме того, необходим анализ конкурентоспособности предприятия - исследование деятельности конкурентов, оценка продукции конкурентов, сравнительная оценка. Необходимы также маркетинговые исследования, которые включают в себя определение стратегии маркетинга сроком от года до пяти лет, товарной политики (ассортимент, создание и запуск новых товаров, упаковка, использование товарного знака, сервисное обслуживание и т.д.), ценовой политики, условий и порядка организации сбыта продукции, формирования спроса и стимулирования сбыта, а также затрат на маркетинг.
Необходим и раздел, характеризующий производственно - технологическую и инновационную политику предприятия и содержащий информацию:
- о местонахождении предприятия (наличие трудовых ресурсов, близость к потребителям и поставщикам, возможные транспортные расходы, доступность и развитость энергетических ресурсов, промышленная и социальная инфраструктуры, уровень местных налогов и т.д.);
- об объеме выпуска продукции с начала выпуска и на период от года до пяти лет;
- о производственных мощностях (баланс мощностей, коэффициенты сменности оборудования и использования мощностей и т.д.);
- о долгосрочных активах (земля, основные производственные фонды, их состояние и потребность);
- о технологическом уровне производства, его соответствии современным требованиям, развитии НИОКР;
- о контроле за производственным процессом, гарантиях качества продукции, анализе причин, потерь и простоев в производстве, методах учета затрат материалов, труда и других элементов себестоимости продукции, таких, например, как брак;
- о производственном кооперировании и материальном обеспечении производства;
- об охране окружающей среды;
- о государственном и правовом регулировании в сфере производства той или иной отрасли народного хозяйства.
Составной частью бизнес - плана является раздел, посвященный кадровой политике и управлению персоналом, содержащий информацию об организационной структуре предприятия, которая должна соответствовать целям и задачам, стоящим перед предприятием; об организации управления; о численности и отборе кадров; об оплате труда и мотивации трудовой деятельности, а также об организации труда, обучении работников и социальной инфраструктуре.
При разработке бизнес - плана предприятия должны быть учтены оценка риска и страхование. Функционирование предприятия в условиях рыночной экономики неизбежно связано с риском, вызванным ошибочными решениями, принимаемыми руководством предприятия. Так как вопросы, связанные с риском в деятельности предприятия, интересуют всех работников предприятия, акционеров, инвесторов, поставщиков, потребителей, поэтому необходим анализ возможных рисков. Это могут быть вопросы сущности риска, причины риска, факторов риска, методов компенсации и снижения риска. Они подразделяются на внешние и внутренние.
Существующая система страхования рисков предусматривает договоры о страховании, страховании имущества, страховании транспортных средств, страховании невозвратных кредитов.
На основе принятого бизнес - плана, сформированного с учетом анализа финансово - экономического состояния предприятия, вырабатываются и принимаются решения в системе управления его финансовыми ресурсами.
Примерная схема принятия решений в системе управления финансами показана на рис. 3.
┌───────────────────────────────────────────────────┐ │Разработка долгосрочной стратегии (бизнес - плана):│ │ Прогнозирование рыночного спроса и конкуренции; │ │ Определение товарных приоритетов производства и │ │ маркетинговой стратегии; │ │ Состояние ОПФ и технологий. Задачи повышения │ │ качества продукции; │ │ Прогноз продаж в зависимости от │ │ конкурентоспособности; │ │ Финансовая стратегия; целевые показатели │ │ себестоимости и рентабельности. │ └───────────────────────┬───────────────────────────┘
Страницы: 27 из 42 <-- предыдущая cодержание следующая -->