ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИНФЛЯЦИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год (утв. Банком России))Налог на прибыль организаций. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Транспортный налог
Денежная программа разрабатывается в увязке с проектом федерального бюджета и прогнозом платежного баланса страны на предстоящий год исходя из ожидаемых темпов роста ВВП и целевого показателя инфляции.
Во взаимосвязанную систему проектируемых индикаторов, представленных в денежной программе, входят показатели денежной базы, оцененной в соответствии с прогнозируемой динамикой спроса на деньги, и основные источники ее формирования:
- - чистые международные резервы органов денежно-кредитного регулирования;
- - чистые внутренние активы органов денежно-кредитного регулирования, включая чистый кредит расширенному правительству и чистый кредит банкам.
Показатели проекта денежной программы на 2004 год представлены в двух вариантах, составленных исходя из основных сценариев социально-экономического развития Российской Федерации, рассмотренных выше. Вариантный прогноз платежного баланса разработан с учетом прогнозируемой динамики цен на мировых товарных рынках, объемов иностранных инвестиций, потоков частного капитала и динамики обменного курса российского рубля по отношению к доллару. Параметры денежной программы в части кредита федеральному правительству приняты с учетом проекта федерального бюджета на 2004 год, подготовленного Минфином России.
Как показывают расчеты, основными факторами, влияющими на формирование базовой инфляции в российской экономике в современных условиях, являются динамика денежно-кредитных показателей и валютного курса. При этом реальное укрепление валютного курса рубля оказывает сдерживающее влияние на рост потребительских цен, позволяя отчасти нивелировать влияние роста денежного предложения.
Несмотря на ожидаемое дальнейшее укрепление рубля в реальном выражении, для достижения целей по инфляции потребуется определенное ужесточение денежно-кредитной политики. Предварительные расчеты показывают, что для достижения цели по инфляции на 2004 год на уровне 8 - 10% (декабрь к декабрю) годовые темпы прироста денежной базы в узком определении должны составить 18 - 23% в зависимости от сценарных вариантов.
В первом варианте денежной программы источниками роста денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования являются увеличение чистых международных резервов на 131 млрд. рублей и чистых внутренних активов на 103 млрд. рублей. Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2004 год, соответствующие первому варианту, оценены исходя из предположения о том, что при среднегодовой цене нефти марки "Юралс" 20 долларов за баррель достигается сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета. Это означает, что при учитываемой в первом сценарии цене 18,5 доллара за баррель федеральный бюджет может быть сведен с дефицитом, величина которого оценивается Банком России в 0,5% ВВП. Исходя из этого в проекте денежной программы по данному варианту предусмотрено сокращение остатков средств федерального правительства на счетах в Банке России на сумму порядка 80 млрд. рублей. Оставшаяся часть прироста чистых внутренних активов обеспечивается операциями Банка России. Часть прироста денежного предложения связана с интервенциями Банка России на внутреннем валютном рынке.
Условия первого варианта определяют сокращение темпов роста денежного предложения, что может привести к снижению уровня банковской ликвидности. При возникновении потребности в ликвидности предусмотрено, что банки могут использовать средства, которые сформировались в 2003 году за счет депозитных операций и аукционов биржевого модифицированного РЕПО. Кроме того, Банк России готов проводить операции по рефинансированию банков по рыночным ставкам (объем которого может составить порядка 20 - 25 млрд. рублей).
(млрд. рублей) <*>
--------------------------------
<*> Показатели программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2003 года.
01.01.2004 | 01.01.2005 | ||
оценка | вариант 1 | вариант 2 | |
ДЕНЕЖНАЯ БАЗА (узкое определение) | 1320 | 1554 | 1624 |
- наличные деньги в обращении (вне Банка России) | 1142 | 1335 | 1393 |
- обязательные резервы | 178 | 219 | 230 |
ЧИСТЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЗЕРВЫ | 1894 | 2025 | 2349 |
- валовые международные резервные активы Банка России и Правительства Российской Федерации | 2044 | 2127 | 2451 |
- международные резервные обязательства Правительства Российской Федерации | 150 | 102 | 102 |
ЧИСТЫЕ ВНУТРЕННИЕ АКТИВЫ | -574 | -471 | -726 |
Чистый кредит расширенному правительству | -41 | 13 | -191 |
- чистый кредит федеральному правительству | 19 | 53 | -131 |
- остатки средств на счетах субъектов Российской Федерации, местных органов власти и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации | -60 | -40 | -60 |
Чистый кредит банкам | -271 | -216 | -254 |
- валовой кредит банкам | 20 | 43 | 32 |
- корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности | -291 | -259 | -286 |
Прочие чистые неклассифицированные активы | -262 | -268 | -281 |
Страницы: 12 из 18 <-- предыдущая cодержание следующая -->