Официальные документы

ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИНФЛЯЦИИ

(Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год (утв. Банком России))

Налог на прибыль организаций. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Транспортный налог




Сложность количественной оценки спроса на деньги в последние годы в значительной степени обусловливается неустойчивостью формирующихся в настоящее время тенденций в развитии как российской, так и мировой экономики. В первую очередь сюда относятся неопределенность состояния внешнеэкономической конъюнктуры на основные товары российского экспорта и движения обменных курсов валют на мировых рынках, отсутствие стабильных соотношений в структуре денежной массы, неустойчивость предпочтений в отношении форм сбережений, сохраняющееся пока определенное недоверие к проводимой экономической политике и ряд других. Тем не менее анализ состояния ряда макроэкономических индикаторов в послекризисные годы с определенной степенью вероятности позволяет выделить основополагающие факторы, влияние которых на формирование спроса на деньги было более или менее устойчивым. Факторами, способствующими увеличению спроса на деньги в последние годы, были рост российской экономики и процесс ее монетизации, снижение инфляции и инфляционных ожиданий, увеличение склонности домашних хозяйств к сбережению в национальной валюте, рост доверия к банковской системе.
На протяжении последних двух лет наблюдался процесс повышения степени монетизации расчетов. Однако в этот период доля расчетов денежными средствами в объеме всей оплаченной продукции приблизилась к естественному пределу - нормальному с точки зрения мировой практики уровню, что свидетельствует о снижении влияния этого фактора на спрос на деньги.
Интенсивный рост доходов домашних хозяйств, снижение инфляции и инфляционных ожиданий способствовали увеличению организованных сбережений населения на длинные сроки (максимальный прирост за январь - сентябрь текущего года пришелся на вклады населения сроком свыше года). Рост удельного веса "длинных денег" в структуре денежной массы способствовал снижению скорости обращения. Есть все основания предполагать, что действие этой тенденции в 2004 году в целом продолжится, хотя интенсивность снижения скорости обращения будет различной в зависимости от сценария.
Увеличение организованных сбережений населения также зависит от динамики обменного курса рубля и его покупательной способности. Постепенное укрепление рубля способствует росту привлекательности активов, номинированных в рублях, причем чем дольше наблюдается эта объективная тенденция, тем быстрее растут депозиты в национальной валюте и их срочность. Оба сценария, рассмотренные для 2004 года, предполагают сохранение тенденции к укреплению рубля в реальном выражении. Поэтому можно ожидать дальнейшего роста доли организованных сбережений, номинированных в рублях. В целом в 2004 году можно ожидать продолжения тенденции снижения скорости обращения денег, как и в предыдущие годы.
С учетом анализа влияния всех вышеуказанных факторов и тенденций в соответствии с макроэкономическими целями и прогнозами, по оценкам Банка России, наиболее вероятный интервал увеличения спроса на деньги (по агрегату М2) с учетом планируемой инфляции в 2004 году может составить 19 - 25%.

IV. Цели и инструменты денежно-кредитной
политики в 2004 году
IV.1. Количественные цели денежно-кредитной
политики в 2004 году

Банк России, исходя из предварительных расчетов состояния платежного баланса страны и проекта бюджета на 2004 год, считает возможным принять в качестве цели денежно-кредитной политики на 2004 год ограничение прироста потребительских цен в пределах 8 - 10% в расчете декабрь 2004 года к декабрю 2003 года.
Поставленной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует уровень базовой инфляции 7 - 8%. На формирование общего уровня инфляции окажет влияние динамика тарифов на услуги населению, включая услуги жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, параметры регулирования по которым устанавливаются на федеральном и региональном уровнях.
Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2004 год будут регулироваться в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2003 года N 516 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию".
Для контроля за соответствием проводимой денежно-кредитной политики поставленной цели по уровню инфляции Банк России разрабатывает денежную программу.
Основные показатели инфляции
на потребительском рынке (%)
 Сентябрь 2002 года к сентябрю 2001 годаДекабрь 2002 года к декабрю 2001 годаСентябрь 2003 года к сентябрю 2002 годаДекабрь 2003 года к декабрю 2002 годаДекабрь 2004 года к декабрю 2003 года
отчетоценкапрогноз
Прирост потребительских цен14,915,113,3128 - 10
В том числе:     
- прирост цен и тарифов на товары и услуги, входящие в расчет БИПЦ10,610,210,710,3 - 10,97 - 8
- прирост цен и тарифов на товары и услуги, не входящие в расчет БИПЦ35,438,024,2  
В том числе:     
- прирост цен на плодоовощную продукцию27,733,311,5  
- прирост регулируемых цен и тарифов на платные услуги <*>39,340,629,0  
--------------------------------
<*> Оценка Банка России.
IV.2. Денежная программа на 2004 год


Страницы: 11 из 18  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->