ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИНФЛЯЦИИ
(Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год (утв. Банком России))Налог на прибыль организаций. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Транспортный налог
Сложность количественной оценки спроса на деньги в последние годы в значительной степени обусловливается неустойчивостью формирующихся в настоящее время тенденций в развитии как российской, так и мировой экономики. В первую очередь сюда относятся неопределенность состояния внешнеэкономической конъюнктуры на основные товары российского экспорта и движения обменных курсов валют на мировых рынках, отсутствие стабильных соотношений в структуре денежной массы, неустойчивость предпочтений в отношении форм сбережений, сохраняющееся пока определенное недоверие к проводимой экономической политике и ряд других. Тем не менее анализ состояния ряда макроэкономических индикаторов в послекризисные годы с определенной степенью вероятности позволяет выделить основополагающие факторы, влияние которых на формирование спроса на деньги было более или менее устойчивым. Факторами, способствующими увеличению спроса на деньги в последние годы, были рост российской экономики и процесс ее монетизации, снижение инфляции и инфляционных ожиданий, увеличение склонности домашних хозяйств к сбережению в национальной валюте, рост доверия к банковской системе.
На протяжении последних двух лет наблюдался процесс повышения степени монетизации расчетов. Однако в этот период доля расчетов денежными средствами в объеме всей оплаченной продукции приблизилась к естественному пределу - нормальному с точки зрения мировой практики уровню, что свидетельствует о снижении влияния этого фактора на спрос на деньги.
Интенсивный рост доходов домашних хозяйств, снижение инфляции и инфляционных ожиданий способствовали увеличению организованных сбережений населения на длинные сроки (максимальный прирост за январь - сентябрь текущего года пришелся на вклады населения сроком свыше года). Рост удельного веса "длинных денег" в структуре денежной массы способствовал снижению скорости обращения. Есть все основания предполагать, что действие этой тенденции в 2004 году в целом продолжится, хотя интенсивность снижения скорости обращения будет различной в зависимости от сценария.
Увеличение организованных сбережений населения также зависит от динамики обменного курса рубля и его покупательной способности. Постепенное укрепление рубля способствует росту привлекательности активов, номинированных в рублях, причем чем дольше наблюдается эта объективная тенденция, тем быстрее растут депозиты в национальной валюте и их срочность. Оба сценария, рассмотренные для 2004 года, предполагают сохранение тенденции к укреплению рубля в реальном выражении. Поэтому можно ожидать дальнейшего роста доли организованных сбережений, номинированных в рублях. В целом в 2004 году можно ожидать продолжения тенденции снижения скорости обращения денег, как и в предыдущие годы.
С учетом анализа влияния всех вышеуказанных факторов и тенденций в соответствии с макроэкономическими целями и прогнозами, по оценкам Банка России, наиболее вероятный интервал увеличения спроса на деньги (по агрегату М2) с учетом планируемой инфляции в 2004 году может составить 19 - 25%.
политики в 2004 году
политики в 2004 году
Банк России, исходя из предварительных расчетов состояния платежного баланса страны и проекта бюджета на 2004 год, считает возможным принять в качестве цели денежно-кредитной политики на 2004 год ограничение прироста потребительских цен в пределах 8 - 10% в расчете декабрь 2004 года к декабрю 2003 года.
Поставленной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует уровень базовой инфляции 7 - 8%. На формирование общего уровня инфляции окажет влияние динамика тарифов на услуги населению, включая услуги жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, параметры регулирования по которым устанавливаются на федеральном и региональном уровнях.
Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2004 год будут регулироваться в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2003 года N 516 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию".
Для контроля за соответствием проводимой денежно-кредитной политики поставленной цели по уровню инфляции Банк России разрабатывает денежную программу.
на потребительском рынке (%)
Сентябрь 2002 года к сентябрю 2001 года | Декабрь 2002 года к декабрю 2001 года | Сентябрь 2003 года к сентябрю 2002 года | Декабрь 2003 года к декабрю 2002 года | Декабрь 2004 года к декабрю 2003 года | |
отчет | оценка | прогноз | |||
Прирост потребительских цен | 14,9 | 15,1 | 13,3 | 12 | 8 - 10 |
В том числе: | |||||
- прирост цен и тарифов на товары и услуги, входящие в расчет БИПЦ | 10,6 | 10,2 | 10,7 | 10,3 - 10,9 | 7 - 8 |
- прирост цен и тарифов на товары и услуги, не входящие в расчет БИПЦ | 35,4 | 38,0 | 24,2 | ||
В том числе: | |||||
- прирост цен на плодоовощную продукцию | 27,7 | 33,3 | 11,5 | ||
- прирост регулируемых цен и тарифов на платные услуги <*> | 39,3 | 40,6 | 29,0 |
<*> Оценка Банка России.