Официальные документы
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
установил:
Прокурор Пермской области обратился в суд с жалобой в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы России по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу. Указывает, что налоговым органом принимаются решения о проведении выездных налоговых проверок в отношении физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, что является незаконным и нарушает права указанных выше физических лиц; поскольку данные лица платят установленные налоги и сборы, никакой деятельностью не занимаются, налоговое законодательство не предусматривает налоговый контроль в форме выездных налоговых проверок в отношении физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Следовательно, проведение выездных налоговых проверок в данном случае, а также привлечение к налоговой ответственности физических лиц с использованием собранных материалов противоречит налоговому законодательству, является нарушением порядка привлечения таких лиц к ответственности, соответственно, является нарушением законных прав и интересов неопределенного круга физических лиц.
Определением суда от 18.01.2006 произведена замена прокурора Пермской области на прокурора Пермского края в порядке ст. 44 ГПК РФ, а также Приказа N 65-ш от 29.12.2005 Генпрокуратуры РФ "О внесении изменения в Приказ и.о. Генерального прокурора РФ от 30.09.2005 N 52-ш "Об образовании прокуратуры Пермского края".
В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявления настаивает, в своих объяснениях подтверждает доводы, изложенные в жалобе. Кроме того, пояснила, что проведение выездных налоговых проверок в отношении физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, незаконно, поскольку действующим Налоговым кодексом, а также Законом "О налоговых органах" не предусмотрено право проведения выездных проверок в отношении физических лиц по факту уплаты налога на доходы физических лиц, транспортного, земельного и других налогов и сборов. Считает, что проведение налоговых проверок связано с неверным толкованием ст. 31, 87, 88, 89, 100 и 101 НК РФ.
Представители УФНС России по Пермской области и Коми-Пермяцкому округу с доводами жалобы не согласны, пояснили, что действующая редакция ст. 87 НК РФ не содержит ограничения в круге лиц, в отношении которых может быть проведена налоговая проверка, при этом понятие налогоплательщика дано в ст. 19 НК РФ. Кроме того, указали, что при проведении выездных налоговых проверок в отношении физических лиц налоговыми органами не нарушаются права и законные интересы налогоплательщиков.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с положениями ст. 31 НК РФ одним из полномочий налоговых органов является проведение налоговых проверок.
Статья 87 НК РФ устанавливает, что налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Установлено, что решениями Инспекций по налогам и сборам принимались решения о проведении выездных налоговых проверок в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по вопросу соблюдения налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц. В судебном заседании представителями Управления ФНС России по Пермской области не оспаривается факт вынесения решений о проведении выездных налоговых проверок в отношении физических лиц по вопросам соблюдения налогового законодательства по уплате налога на доходы физических лиц, налога, подлежащего уплате в порядке ст. 228 НК РФ, и т.п.
На представление прокурора Пермской области Управлением федеральной налоговой службы дан ответ за N 09-17/13250 от 31.08.2005, в котором указывается, что действующее законодательство о налогах и сборах не содержит ограничений в части организации и проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при условии соблюдения налоговыми органами требований гл. 2 Конституции РФ.
Страницы: 18 из 18 <-- предыдущая cодержание следующая -->
87 НК РФ УСТАНАВЛИВАЕТ, ЧТО НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ПРОВОДЯТ КАМЕРАЛЬНЫЕ И ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СБОРОВ И НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ.
(Письмо ФНС РФ от 28.07.2006 N ВЕ-6-04/742@. О направлении для анализа и использования в работе документов (вместе с решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.03.2005 N А71-609/04-А19, Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.06.2005 N А71-609/2004-А19, Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2005 N Ф09-4201/05-С2, решением Дзержинского районного суда г. Перми от 18.01.2006 N 2-350-2006, определением Судебной коллегии по гражданским делам Пермского областного суда от 20.04.2006 N 33-1771))Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Именем Российской Федерации
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,
при секретаре Миннахметовой В.Ш.,
с участием прокурора Денисовой М.А.,
представителей Управления федеральной налоговой службы России по Пермской области и КПАО на основании доверенностей Торопицина С.В. и Лузина Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе прокурора Пермской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий налогового органа,
установил:
Прокурор Пермской области обратился в суд с жалобой в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы России по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу. Указывает, что налоговым органом принимаются решения о проведении выездных налоговых проверок в отношении физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, что является незаконным и нарушает права указанных выше физических лиц; поскольку данные лица платят установленные налоги и сборы, никакой деятельностью не занимаются, налоговое законодательство не предусматривает налоговый контроль в форме выездных налоговых проверок в отношении физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Следовательно, проведение выездных налоговых проверок в данном случае, а также привлечение к налоговой ответственности физических лиц с использованием собранных материалов противоречит налоговому законодательству, является нарушением порядка привлечения таких лиц к ответственности, соответственно, является нарушением законных прав и интересов неопределенного круга физических лиц.
Определением суда от 18.01.2006 произведена замена прокурора Пермской области на прокурора Пермского края в порядке ст. 44 ГПК РФ, а также Приказа N 65-ш от 29.12.2005 Генпрокуратуры РФ "О внесении изменения в Приказ и.о. Генерального прокурора РФ от 30.09.2005 N 52-ш "Об образовании прокуратуры Пермского края".
В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявления настаивает, в своих объяснениях подтверждает доводы, изложенные в жалобе. Кроме того, пояснила, что проведение выездных налоговых проверок в отношении физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, незаконно, поскольку действующим Налоговым кодексом, а также Законом "О налоговых органах" не предусмотрено право проведения выездных проверок в отношении физических лиц по факту уплаты налога на доходы физических лиц, транспортного, земельного и других налогов и сборов. Считает, что проведение налоговых проверок связано с неверным толкованием ст. 31, 87, 88, 89, 100 и 101 НК РФ.
Представители УФНС России по Пермской области и Коми-Пермяцкому округу с доводами жалобы не согласны, пояснили, что действующая редакция ст. 87 НК РФ не содержит ограничения в круге лиц, в отношении которых может быть проведена налоговая проверка, при этом понятие налогоплательщика дано в ст. 19 НК РФ. Кроме того, указали, что при проведении выездных налоговых проверок в отношении физических лиц налоговыми органами не нарушаются права и законные интересы налогоплательщиков.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с положениями ст. 31 НК РФ одним из полномочий налоговых органов является проведение налоговых проверок.
Статья 87 НК РФ устанавливает, что налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Установлено, что решениями Инспекций по налогам и сборам принимались решения о проведении выездных налоговых проверок в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по вопросу соблюдения налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц. В судебном заседании представителями Управления ФНС России по Пермской области не оспаривается факт вынесения решений о проведении выездных налоговых проверок в отношении физических лиц по вопросам соблюдения налогового законодательства по уплате налога на доходы физических лиц, налога, подлежащего уплате в порядке ст. 228 НК РФ, и т.п.
На представление прокурора Пермской области Управлением федеральной налоговой службы дан ответ за N 09-17/13250 от 31.08.2005, в котором указывается, что действующее законодательство о налогах и сборах не содержит ограничений в части организации и проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при условии соблюдения налоговыми органами требований гл. 2 Конституции РФ.
Страницы: 18 из 18 <-- предыдущая cодержание следующая -->