РАСШИФРОВКА ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ. К ПРОЕКТУ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СОСТАВЕ И СТРУКТУРЕ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Приказ Минфина РФ от 29.12.1994 N 177 (ред. от 03.09.1997). О бюджетной классификации Российской Федерации)Налог на прибыль организаций. Акцизы. Транспортный налог
Федеральное правительство, местные органы власти ведут повседневную работу, связанную, в частности, с получением и расходованием финансовых ресурсов. Объем и виды таких операций достаточно многочисленны, и все они должны отражаться в соответствующих бюджетах. Бюджетная классификация является основным методологическим документом, на основе которого должны составляться и исполняться бюджеты. До настоящего времени бюджеты всех уровней в Российской Федерации используют в своей работе бюджетную классификацию, унаследованную со времен СССР, которая не соответствует требованиям времени, затрудняет процесс составления, исполнения и анализа бюджета. Министерство финансов ежегодно пыталось приспособить ее к уже действующим требованиям времени, новым экономическим категориям, требующим более детализированного отражения и анализа расходования финансовых ресурсов.
В настоящее время слишком много изменений, по сравнению с периодом бывшего СССР, в процессе формирования и исполнения бюджета, например, появились расходы, финансирование которых производится на возвратной основе, предполагается консолидация в бюджете ряда отраслевых внебюджетных фондов, трансфертные отношения с административными территориями и другие.
Все это требует учесть сегодня российскую специфику, сделать бюджетную классификацию понятной и доступной для учета и анализа результатов обеспечения поставленных целей в период осуществления реформ в экономике и самое главное усиления контроля за всем бюджетным процессом со стороны исполнительных и законодательных органов.
Предлагаемый проект Бюджетной классификации подготовлен в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 июля 1993 г. N 5509-I на основе анализа аналогичных документов, существующих в других странах, рекомендаций международных финансовых организаций, но вместе с тем в полной мере учитывает российскую специфику.
Основные отличия данного законопроекта от действующей классификации прежде всего в том, что новая классификация значительно расширена по числу показателей, используемых в процессе составления и исполнения бюджета. В ныне действующей классификации имеется только два блока "Доходы" и "Расходы". В новом проекте классификации появились еще два новых блока (табл. 1):
- - финансирование бюджета;
- - государственный долг,
поскольку очень остро стоят в настоящее время проблемы осуществления контроля за привлечением заемных средств, изменением золотовалютных резервов, изменением остатков средств на счетах бюджета и, конечно, осуществления контроля за изменением совокупных долговых обязательств государства.
Существенно переработана классификация по доходам.
Доходы бюджета (табл. 2) включают в себя обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет. Доходы делятся на текущие и капитальные. Текущие доходы, в свою очередь, делятся на налоговые и неналоговые.
Под налоговыми доходами понимаются обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходам относятся также штрафы и пени, уплаченные за нарушения налогового законодательства. К неналоговым доходам относятся как обязательные платежи - доходы от использования имущества, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам, штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, доходы от продажи излишнего имущества, конфискованных товаров, подарки от негосударственных учреждений, предприятий и организаций, от частных лиц.
К капитальным доходам относятся доходы от продажи основных фондов, государственных запасов и резервов, земли, целевые перечисления средств на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, на покупку оборудования.
К доходам относятся также гранты (кроме грантов, выделяемых на научные исследования) - безвозмездно перечисляемые иностранными государствами или международными организациями средства для поддержки бюджета или на иные цели, связанные с реализацией функций государства.
Принципиально новый подход разработан в представленном проекте классификации в части расходов бюджета, который позволяет определить не только сам факт расходования министерствами и ведомствами государственных средств, а и увязать эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого ведомства.
В действующей ныне бюджетной классификации не просматривается степень целесообразности производимых расходов бюджета, нет четкого разделения в системе учета исполнения бюджета по расходам, определяющим размер государственной поддержки той или иной программы или отрасли народного хозяйства; отсутствует возможность однозначного определения размера средств, выделяемых из бюджета на какой-то определенный вид расходов по всем отраслям народного хозяйства сразу, например, на заработную плату. Это осложняет процесс эффективного расходования финансовых ресурсов, приводит к необходимости сложной выборки произведенных расходов по многим разделам расходов бюджетной классификации в целях приведения в соответствие со структурой Закона о бюджете на текущий год. В целях устранения имеющихся недостатков в действующей классификации как при формировании бюджета, так и учете об его исполнении сформирован данный законопроект.
Прежде всего представленный законопроект включает в себя функциональный принцип группировки бюджетных расходов, т.е. исходя из основных функций государства.
Являясь важным инструментом системы принятия государственных решений, бюджетная классификация должна четко выделять целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Эту задачу решает функциональная структура бюджета Российской Федерации, позволяющая определять приоритеты в деятельности государства и путем бюджетного финансирования обеспечивать достижение поставленных целей.
Страницы: 11 из 13 <-- предыдущая cодержание следующая -->