Официальные документы

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СВИДЕТЕЛЯ. ОТКАЗ ЭКСПЕРТА, ПЕРЕВОДЧИКА ИЛИ СПЕЦИАЛИСТА ОТ УЧАСТИЯ В ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ, ДАЧА ЗАВЕДОМО ЛОЖНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ИЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАВЕДОМО ЛОЖНОГО ПЕРЕВОДА

(Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность (М.: ООО НПО ''Вычислительная математика и информатика'', 2001))

Налог на прибыль организаций. Транспортный налог. Упрощенная система налогообложения (УСН). Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)




В качестве примера деяния, которое может быть квалифицировано по п. 2 ст. 126 НК РФ, можно привести следующую ситуацию. Налоговый орган проводит выездную проверку налогоплательщика - организации А. В ходе проверки возникает необходимость в проведении встречной проверки организации Б, являющейся контрагентом проверяемой организации. Налоговый орган направляет запрос в организацию Б, в котором просит представить копии договоров, заключенных с организацией А. Данный запрос организацией Б получен, она располагает необходимыми налоговому органу договорами, но игнорирует требование налогового органа. В таком случае на организацию может быть наложен штраф в размере 5000 рублей. Размер штрафа составит 500 рублей, если такое же деяние совершается физическим лицом, например индивидуальным предпринимателем.
С точки зрения субъективной стороны правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 НК РФ, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Правонарушение, предусмотренное п. п. 2 и 3 ст. 126 НК РФ, может быть совершено только умышленно - лицо знает, что не исполняет запрос налогового органа, и желает или сознательно допускает вредные последствия такого неисполнения.

Статья 128. Ответственность свидетеля

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля,
влекут взыскание штрафа в размере тысячи рублей.
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний
влекут взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

Объектом противоправного посягательства является право государства в лице налоговых органов на получение полной и достоверной информации о любых обстоятельствах, имеющих значение для осуществления налогового контроля и производства по делам о налоговых правонарушениях. Это право закреплено в подп. 13 п. 1 ст. 31 НК РФ и ст. 90 НК РФ.
Субъектом, подлежащим ответственности по ст. 128 НК РФ, может быть любое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, за исключением лиц:
- - которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
- - которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности, адвокаты, аудиторы.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, может состоять в активных действиях (использование фиктивных документов, свидетельствующих о невозможности потенциального свидетеля явиться в налоговый орган) и в бездействии (неявка для дачи свидетельских показаний по вызову налогового органа). Неправомерный отказ от дачи показаний, а также дача заведомо ложных показаний (ч. 2 ст. 128 НК РФ) могут быть совершены только путем активных действий правонарушителя.
В Налоговом кодексе РФ не регламентирован порядок вызова лица для дачи свидетельских показаний. Однако представляется, что применение мер ответственности, установленных данной статьей, возможно только при наличии доказательств, подтверждающих, что лицо было своевременно извещено в письменной форме о привлечении его в качестве свидетеля.
Как уважительные причины, исключающие применение к физическому лицу ответственности по ч. 1 ст. 128 НК РФ, на наш взгляд, следует расценивать любые обстоятельства, заслуживающие внимания и снисхождения, например болезнь, инвалидность, острую производственную необходимость, уход за малолетними детьми или тяжелобольными. Тем более что законодатель прямо предусмотрел возможность получить показания свидетеля по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности, а также по усмотрению должностного лица налогового органа и в других случаях не в состоянии явиться в налоговый орган.
Следует заметить, что законом преследуется только неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний. Так, в силу ст. 51 Конституции РФ не могут быть привлечены к ответственности физические лица, которые отказываются свидетельствовать против:
- - самих себя;
- - своего супруга;
- - близких родственников, а именно: родителей, детей, усыновителей, усыновленных, бабушек, дедушек, внуков, братьев и сестер.
Как ложные показания следует рассматривать любые сообщаемые свидетелем сведения, не соответствующие действительности, искажающие реальные факты и обстоятельства.
Субъективная сторона данного правонарушения предполагает наличие у виновного лица умысла. Свидетель сознает, что нарушает право налоговых органов на достоверную информацию, и желает этого. При этом взыскание штрафа за дачу заведомо ложных показаний возможно только в том случае, если налоговый орган докажет, что свидетель намеренно давал ложные показания и искажал известные ему сведения.

Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки
влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.
2. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода
влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей.

Объектом посягательства в данном случае являются интересы государства в получении объективной информации в процессе осуществления налогового контроля. Статьями 95, 96 и 97 НК РФ установлено право налогового органа, заключившего договор с соответствующим экспертом, специалистом, переводчиком, привлекать их к участию в действиях по осуществлению налогового контроля и получать от них сведения, которые могут помочь в осуществлении налогового контроля.


Страницы: 34 из 34  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->