ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 28.02.2002 N КАС02-59. ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.12.2001 N ГКПИ2001-1758, 2001-1794, КОТОРЫМ БЫЛО ОТКАЗАНО В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ (НЕЗАКОННЫМ) ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 25.10.2001 N 747 ''ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ НА ТЕРРИТОРИИ Г. БАЙКОНУРА''. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2002 N КАС02-59. Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 26.12.2001 N ГКПИ2001-1758, 2001-1794, которым было отказано в удовлетворении жалоб о признании недействительным (незаконным) Постановления Правительства РФ от 25.10.2001 N 747 ''Об утверждении Правил предоставления налоговых льгот организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории г. Байконура'')Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
- - Федеральный закон от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" (ч. 3 ст. 50) поручал Правительству Российской Федерации обеспечить контроль главы администрации в части исполнения предусмотренных Соглашением ограничений по предоставлению налоговых льгот;
- - Федеральный закон от 31.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (ч. 5 ст. 64) повторяет, что дополнительные налоговые льготы налогоплательщикам, зарегистрированным на территории города Байконура, могут предоставляться только по региональным и местным налогам, зачисляемым в бюджет города Байконура, а по федеральным налогам и сборам дополнительные налоговые льготы не предоставляются.
Учитывая, что основные элементы налогообложения по федеральным налогам, включая предоставление налоговых льгот, могут быть установлены в соответствии с законодательством России только Налоговым кодексом, а последним не предоставлено право местным органам власти устанавливать льготы по федеральным налогам, оспоренный пункт 4 Правил, предусматривающий, что налоговые льготы по федеральным налогам и сборам по решению главы г. Байконура не предоставляются, обоснованно признан судом законным, как соответствующий и закону и Соглашению.
Аналогичное положение содержится в статье 50 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", подтверждающей ограничение полномочий главы администрации города Байконура по предоставлению налогоплательщикам, зарегистрированным на территории города Байконура, льгот по уплате федеральных регулирующих налогов, доходы от уплаты которых в порядке межбюджетного регулирования зачисляются в бюджет города Байконура для решения задач в соответствии с договором аренды комплекса Байконур.
Этой же статьей Закона именно на Правительство РФ возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением положений Соглашения, во исполнение которой и было принято оспоренное Постановление.
Оспаривая п. 5 Правил, предусматривающий, что налоговые льготы, предоставляемые на территории г. Байконура, не могут носить индивидуального характера, заявители утверждали, что этот пункт противоречит содержащемуся в п. 1 ст. 7 Соглашения указанию на учет значения деятельности предприятий для населения г. Байконура при предоставлении налоговых льгот.
Однако приведенное положение Соглашения полностью соответствует законодательству Российской Федерации. Так, еще в Федеральном законе от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" часть 5 статьи 58 связывала возможность предоставления налоговых льгот по налогам и сборам, зачисляемым в бюджет г. Байконура, с положениями абзаца 3 пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 14.07.92 N 3297-1 "О закрытом административно - территориальном образовании" (далее - Закон РФ "О ЗАТО"). Абзац 3 пункта 1 статьи 5 Закона РФ "О ЗАТО" в свою очередь раскрывает, что следует понимать под деятельностью, значимой для населения города, какими критериями следует руководствоваться для определения значимости для населения города.
Таким образом, в Соглашении использовалось указание, также соответствовавшее российскому законодательству.
После исполнения федерального бюджета за 2000 год оснований считать тождественными понятия значения деятельности предприятий для населения города (п. 1 ст. 7 Соглашения) и индивидуальный характер налоговых льгот, запрет на предоставление которых на территории г. Байконура предусмотрен пунктом 5 Правил, оснований не имеется.
Сам же п. 5 Правил соответствует абзацу 2 п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ, согласно которому нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.
Статьей 64 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" также запрещено предоставление индивидуальных налоговых льгот на территории г. Байконура.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" подчеркнуто, что само Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан уже предусматривает ограничение полномочий главы администрации по предоставлению налоговых льгот, а также отмечено, что Правительству Российской Федерации необходимо лишь контролировать выполнение Соглашения в части уже существующего ограничения полномочий, ибо согласно пункту 1 статьи 7 Соглашения глава администрации предоставляет налоговые льготы в соответствии с законодательством России.
Принятие же федерального закона об ограничении полномочий главы администрации г. Байконура по предоставлению налоговых льгот и издание Правительством РФ во исполнение этого закона оспоренного Постановления связано с тем, что (как указано в решении суда) в последние годы на территории г. Байконура распространилась практика регистрации организаций, осуществляющих свою деятельность за пределами указанной территории. Администрация города в нарушение действующего законодательства предоставляет налогоплательщикам, зарегистрированным на территории г. Байконура, индивидуальные льготы по уплате федеральных регулирующих налогов, доходы от уплаты которых в порядке межбюджетного регулирования зачисляются в бюджет города Байконура.
Страницы: 4 из 5 <-- предыдущая cодержание следующая -->