Официальные документы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 28.02.2002 N КАС02-59. ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.12.2001 N ГКПИ2001-1758, 2001-1794, КОТОРЫМ БЫЛО ОТКАЗАНО В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ (НЕЗАКОННЫМ) ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 25.10.2001 N 747 ''ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ НА ТЕРРИТОРИИ Г. БАЙКОНУРА''. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2002 N КАС02-59. Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 26.12.2001 N ГКПИ2001-1758, 2001-1794, которым было отказано в удовлетворении жалоб о признании недействительным (незаконным) Постановления Правительства РФ от 25.10.2001 N 747 ''Об утверждении Правил предоставления налоговых льгот организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории г. Байконура'')

Налог на прибыль организаций. Транспортный налог




Заявители в обоснование поданной жалобы ссылались на то, что Постановление и утвержденные им Правила противоречат пункту 1 ст. 7 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти, согласно которому глава городской администрации наделен правом предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации налоговые и иные льготы предприятиям с учетом значения их деятельности для населения города в пределах сумм налогов и иных платежей, зачисляемых в доход городского бюджета.
При этом заявители обращали внимание суда на то, что в соответствии с п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 12 Соглашения налоги, сборы, пошлины и иные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц, зачисляются в бюджет города, и доходы городского бюджета состоят в том числе из налогов, включая налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы, государственную пошлину, и других поступлений на территории города.
Оспоренным же Постановлением Правительство РФ, по мнению заявителей, неправомерно ограничило полномочия главы администрации г. Байконура, исключив возможность распространения налоговых льгот в отношении федеральных налогов и сборов (зачисляемых согласно п. 2 ст. 10 Соглашения в бюджет города) и индивидуальный характер налоговых льгот, представляемых на территории Байконура.
С таким доводом заявителей Верховный Суд РФ обоснованно не согласился, указав в своем решении, что оспоренное Постановление Правительства РФ не противоречит ни Соглашению (международному договору РФ), ни федеральному налоговому законодательству.
Указанный вывод суда полностью соответствует положениям Соглашения и нормам Налогового кодекса РФ.
Так, согласно ст. 1 Соглашения город Байконур является административно - территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, однако на период аренды комплекса "Байконур" город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
Как правильно указал суд в своем решении, Правительство РФ согласно ст. 4 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" организует исполнение законов и иных нормативных актов. В соответствии с ч. 3 ст. 50 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Правительство Российской Федерации должно обеспечить контроль за соблюдением положений Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконура, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти в части ограничения полномочий главы администрации города Байконура по предоставлению налогоплательщикам, зарегистрированным на территории города Байконура, льгот по уплате федеральных регулирующих налогов, доходы от уплаты которых в порядке межбюджетного регулирования зачисляются в бюджет города Байконура для решения задач в соответствии с договором аренды комплекса "Байконур".
Во исполнение предписаний приведенных выше Законов Правительство РФ издало оспоренное Постановление.
Отвергая как необоснованный довод заявителей о несоответствии этого Постановления Соглашению (Международному договору РФ), Верховный Суд РФ правильно сослался на то, что согласно пункту 1 ст. 7 Соглашения глава городской (г. Байконура) администрации предоставляет в соответствии с законодательством Российской Федерации налоговые и иные льготы предприятиям с учетом значения их деятельности для населения города в пределах сумм налогов и иных платежей, зачисляемых в доход городского бюджета.
Приведенная норма международного договора РФ в отличие от действующего налогового законодательства предоставила главе городской администрации право применения налоговых льгот предприятиям, то есть ввела новый субъект, компетентный принимать решение о предоставлении таких льгот.
Остальные же условия предоставления налоговых льгот Соглашение (как это следует из его п. 1 ст. 7) связало с необходимостью соответствия их законодательству Российской Федерации.
Иное толкование п. 1 ст. 7 Соглашения (в том числе и предложенное заявителями) невозможно ввиду приведенного указания на предоставление главой городской администрации налоговых льгот именно в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, само Соглашение ограничивает полномочия главы городской администрации (г. Байконура) по предоставлению налоговых льгот положениями действующего законодательства Российской Федерации.
Именно из такого толкования п. 1 ст. 7 Соглашения правильно исходил суд первой инстанции при разрешении возникшего спора.
Указание в этом пункте ст. 7 Соглашения на то, что предоставление налоговых и иных льгот предприятиям обусловлено было: 1 - значением деятельности таких предприятий для населения города; 2 - пределами сумм налогов и иных платежей, зачисляемых в доход городского бюджета, не опровергает, а подтверждает вывод суда первой инстанции о том, что отмеченные льготы (не только налоговые) могут предоставляться именно в соответствии с законодательством Российской Федерации, причем это (последнее) положение международного договора не содержит каких-либо изъятий, в зависимости от налогового законодательства Российской Федерации на момент подписания Соглашения либо более позднего (с учетом его изменения в дальнейшем).


Страницы: 2 из 5  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->