Официальные документы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 05.02.2004 N 70-О. ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ''ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА ''ЮРУС'' И ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ''АНГЕЛИНСКИЙ ЭЛЕВАТОР'' НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 5 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ''О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ'', АБЗАЦА ВТОРОГО СТАТЬИ 3 ЗАКОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ''О КРАЕВОМ БЮДЖЕТЕ НА 2000 ГОД'' И АБЗАЦА ВТОРОГО СТАТЬИ 3 ЗАКОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ''О КРАЕВОМ БЮДЖЕТЕ НА 2001 ГОД. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 N 70-О. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью ''Юридическая фирма ''ЮРУС'' и открытого акционерного общества ''Ангелинский элеватор'' на нарушение конституционных прав и свобод положениями части второй статьи 5 Закона Российской Федерации ''О налоге на прибыль предприятий и организаций'', абзаца второго статьи 3 Закона Краснодарского края ''О краевом бюджете на 2000 год'' и абзаца второго статьи 3 Закона Краснодарского края ''О краевом бюджете на 2001 год)

Налог на прибыль организаций. Транспортный налог




Федеральные налоги и сборы относятся к ведению Российской Федерации (пункт "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации). В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации федеральный налог считается законно установленным, если он установлен федеральным законодательным органом в надлежащей форме, то есть федеральным законом в предусмотренном законом порядке, и введен в действие в соответствии с действующим законодательством (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 1997 года по делу о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 года "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции"). При этом федеральный налог считается законно установленным лишь в том случае, если законом определены все существенные элементы налогового обязательства, к которым относится и налоговая ставка (пункт 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 октября 1997 года, пункт 3 мотивировочной части Постановления от 11 ноября 1997 года, пункт 8 мотивировочной части Постановления от 30 января 2001 года и др.).
Использование налога на прибыль в качестве регулирующего источника доходов бюджетов субъектов Российской Федерации повлекло установление комбинированной ставки данного налога: согласно оспариваемому заявителями положению статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в федеральный бюджет он зачислялся по ставке 11 процентов, а в бюджет субъекта Российской Федерации - не более 19 процентов. Между тем такой подход к определению ставки налога на прибыль не означает, что имеют место две самостоятельные ставки этого налога, одну из которых устанавливал бы федеральный законодатель, а другую - субъект Российской Федерации. Поскольку налог на прибыль - федеральный, все элементы этого налога устанавливаются федеральным законом.
Вместе с тем законодательный орган субъекта Российской Федерации имеет право в соответствии с оспариваемой нормой Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" понижать ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет. Поэтому установление регионального компонента ставки налога на прибыль в ином размере, нежели 19 процентов, следует рассматривать как право соответствующего субъекта Российской Федерации, но не его обязанность. При отсутствии закона субъекта Российской Федерации, детализирующего региональную часть ставки налога на прибыль, налог считается установленным по ставке 19 процентов. Федеральный законодатель, установив предельный размер ставки зачисляемой в региональный бюджет части налога на прибыль, гарантировал поступление сумм налога в региональный бюджет. Поэтому налог на прибыль предприятий следует считать установленным в должной форме в том числе при отсутствии в Законах Краснодарского края "О краевом бюджете на 2000 год" и "О краевом бюджете на 2001 год" конкретизирующей нормы о ставке налога на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет, имея в виду установленную федеральным законодателем предельную ставку уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации.
Таким образом, находящиеся во взаимосвязи положения части второй статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", абзаца второго статьи 3 Закона Краснодарского края "О краевом бюджете на 2000 год", абзаца второго статьи 3 Закона Краснодарского края "О краевом бюджете на 2001 год" не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права ООО "Юридическая фирма "ЮРУС" и ОАО "Ангелинский элеватор", а потому данная жалоба не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению как не соответствующая требованиям допустимости.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 36, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Юридическая фирма "ЮРУС" и ОАО "Ангелинский элеватор", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ


Страницы: 2 из 2  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->