Официальные документы

ЭЛЕМЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2002 год (утв. Банком России))

Налог на прибыль организаций. Транспортный налог




Основной задачей в области пенсионного обеспечения является начало реализации с 2002 года программы пенсионной реформы, предусматривающей обеспечение равных прав всех возрастных групп при выходе на пенсию, снятие ограничений с верхней планки заработка, с которого начисляется пенсия, учет всего времени трудовой деятельности, разработку механизма формирования пенсионных накоплений.
При условии 10-процентной индексации пенсионных выплат 2 раза в год реальный рост пенсий в 2002 году составит около 8 - 10% к уровню 2001 года.
Другие социальные выплаты (пособия, стипендии и др.) будут расти более медленными темпами. В итоге прирост социальных трансфертов в реальном выражении в целом может составить в будущем году около 5%.
Динамика прочих денежных доходов населения (предпринимательские доходы, доходы от собственности и др.) в 2002 году будет складываться под влиянием финансовых возможностей предприятий, а также политики процентных ставок в банках, уровень которых в настоящее время остается невысоким. Учитывая низкую склонность населения к организованным сбережениям в банках и вложениям в ценные бумаги при высокой доле потребительских расходов, ускорения темпов роста объемов дивидендов, процентов по вкладам и других доходов от собственности в ближайшей перспективе не ожидается. Прирост прочих реальных денежных доходов населения в 2002 году прогнозируется на уровне 3 - 4%.
Расчеты показывают, что при сохранении структуры образования доходов населения общий прирост реальных денежных доходов населения в 2002 году составит 5 - 6%. Учитывая все еще низкий уровень доходов населения, который сложится в 2002 году (примерно 90% к уровню 1997 года), склонность к сбережениям изменится незначительно. Прогнозируемое при этом увеличение расходов на покупку товаров длительного пользования и недвижимости станет стимулом для развития отечественного производства, роста валового накопления.
В результате реальные расходы населения могут возрасти на 5 - 6% по сравнению с 2001 годом.
Расширение государственных закупок товаров и услуг коллективного и общественного пользования в 2002 году также будет служить фактором увеличения совокупного спроса.
Учитывая, что государственные расходы на закупку товаров и услуг не будут увеличиваться пропорционально росту доходов федерального бюджета, а также тот факт, что увеличение в 2002 году непроцентных расходов федерального бюджета затруднено в силу необходимости выполнения финансовых обязательств Правительства Российской Федерации перед внешними и внутренними кредиторами, в 2002 году расходы расширенного правительства непосредственно не будут играть роль значимого фактора экономического роста.
В 2002 году рост инвестиций в основной капитал сохранит свое позитивное воздействие на формирование совокупного спроса в экономике.
Ресурсной базой роста инвестиций в 2002 году могут служить валовые сбережения, норма которых составляет примерно треть ВВП. Условием поддержания в 2002 году высоких темпов роста инвестиций в рамках стабилизации или даже некоторого снижения нормы валовых сбережений может служить сокращение чистого оттока частного капитала. С учетом ожидаемого упрощения налоговой системы, повышения прозрачности финансового положения предприятий и улучшения делового климата в 2002 году можно ожидать снижения объемов вывоза частного капитала за рубеж. В этих условиях более полная мобилизация валовых сбережений позволит увеличить инвестиции в основной капитал и будет способствовать не только усилению роли инвестиций в увеличении спроса в 2002 году, но и расширению возможностей для технологического обновления основных производственных фондов, производства конкурентоспособной продукции, повышению загрузки производственных мощностей, росту производительности труда. Расширению ресурсной основы для наращивания инвестиций в производство в 2002 году будет способствовать также финансовое состояние предприятий.
Важную роль в активизации инвестиционной деятельности будет играть реализация правовых, структурных и институциональных преобразований в экономике. Планируемые и реализуемые меры по снижению налога на прибыль с 35 до 24% будут способствовать существенному улучшению инвестиционного климата. Планируемое дальнейшее снижение социального налога с 36,5 до 30% также окажет позитивное влияние на рост спроса на инвестиционные товары. Принятие во втором чтении Земельного кодекса Российской Федерации приведет к возрастанию залоговой стоимости предприятий и позитивно скажется на притоке отечественных и иностранных инвестиций.
Финансирование инвестиций в основной капитал будет осуществляться, как и прежде, преимущественно за счет собственных средств предприятий. Расчеты показывают, что с учетом производственных и финансовых показателей предприятий и организаций, а также принимаемых мер по созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, привлечению иностранных инвестиций в 2002 году и сокращению оттока частного капитала общий прирост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования может составить 6 - 8%.
Сохраняющаяся в 2002 году неопределенность конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей и динамики цен на основные товары российского экспорта скажется на уменьшении экспорта по сравнению с 2001 годом. С учетом роста импорта в 2002 году можно ожидать снижения доли чистого экспорта в структуре использования ВВП.


Страницы: 26 из 35  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->