Официальные документы

САЛЬДО ТОРГОВОГО БАЛАНСА И СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ. СЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

(Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2002 год (утв. Банком России))

Налог на прибыль организаций. Транспортный налог




Процесс постепенного повышения рейтингов Российской Федерации международными рейтинговыми агентствами продолжается, что в долгосрочной перспективе будет способствовать росту инвестиций в страну и облегчит выход российских компаний на международные рынки кредитных ресурсов. На протяжении 2001 года ведущие мировые агентства "Standard & Poors" и "Moody's" неоднократно повышали суверенные рейтинги России как эмитента долгосрочных и краткосрочных обязательств. Однако в 2001 году поступление портфельных инвестиций во все секторы российской экономики было минимальным, их доля в структуре притока иностранного капитала в Россию оставалась несущественной. Во многом это связано с осторожным отношением отечественных предприятий к привлечению заемных средств, а также настороженным отношением иностранных инвесторов к российским заемщикам.
В структуре привлекаемого всеми секторами российской экономики иностранного капитала кредитные ресурсы занимали более половины. Кредитные ресурсы, привлеченные сектором нефинансовых предприятий в 2001 году, по оценкам платежного баланса, по-прежнему были меньше, чем выплаты по задолженности этого сектора. Поступление средств со стороны международных финансовых организаций в государственный сектор российской экономики оставалось небольшим.
Потребности в валютных ресурсах государственного сектора определяются необходимостью своевременно и в полном объеме обслуживать внешний долг страны, который на 1 января 2001 года составлял 161,4 млрд. долларов. Коэффициент обслуживания внешнего долга (отношение выплат по внешней задолженности к экспорту товаров и услуг) в 2001 году оценивается в 12%, что существенно ниже критического уровня - 20 - 25%. Отношение выплат по внешнему долгу к доходам федерального бюджета, по оценке, составит около 35,5%.
Улучшение экономической ситуации в стране и меры Банка России по валютному регулированию и валютному контролю способствовали снижению утечки капитала по внешнеторговым каналам. Относительные показатели несанкционированного оттока капитала по внешнеторговым каналам, такие, как доля статей "непоступление экспортной выручки и своевременно не погашенные импортные авансы" платежного баланса во внешнеторговом обороте товаров и услуг в 2001 году, по оценкам, снизятся.

Сальдо торгового баланса и счет текущих операций
в 1994 - 2001 годах (млрд. долларов США)

Итоги внешнеэкономической деятельности в 2001 году в платежном балансе страны выражаются в небольшом сокращении по сравнению с 2000 годом активного сальдо баланса товаров и услуг, некотором уменьшении положительного сальдо текущего счета и сохранении существенного дефицита финансового счета, во многом обусловленного необходимостью погашения внешней задолженности страны. Вместе с тем превышение предложения иностранной валюты над спросом на нее создало условия для дальнейшего накопления валютных резервов. Однако в 2001 году по сравнению с 2000 годом прирост валютных резервов замедлился.
Сектор государственных финансов

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" федеральный бюджет на 2001 год утвержден по расходам в сумме 1193,5 млрд. рублей и доходам в сумме 1193,5 млрд. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 7750 млрд. рублей и уровня инфляции 12% (декабрь 2001 года к декабрю 2000 года). Правительством Российской Федерации в марте и октябре текущего года увеличены задания по сбору доходов федерального бюджета органам исполнительной власти, осуществляющим контроль за полнотой и своевременностью их поступления, на 248,2 млрд. рублей. С учетом корректировки доходы федерального бюджета на 2001 год установлены в размере 1441,7 млрд. рублей.
В текущем году поступление доходов федерального бюджета превышает плановый уровень и уровень доходов федерального бюджета прошлого года. По данным Министерства финансов Российской Федерации, по состоянию на 1 октября 2001 года доходы федерального бюджета составили 1108,4 млрд. рублей, или 16,8% к ВВП (расчетно), при 15,3% к ВВП за соответствующий период прошлого года.
Однако в III квартале текущего года уровень доходов федерального бюджета к ВВП снизился в сравнении со II и I кварталами соответственно на 3,3 и 1,5 процентного пункта.
Налоговые доходы федерального бюджета на 1 октября 2001 года составили 1025,2 млрд. рублей, или 92,5% от общей суммы фактических доходов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем налоговых доходов увеличился в 1,5 раза, а удельный вес в общей сумме доходов федерального бюджета - на 5,8 процентного пункта. Увеличение уровня поступлений практически по всем основным налогам вызвано расширением налогооблагаемой базы за счет роста объема промышленного производства, улучшения финансового состояния предприятий, благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры в целом за истекший период текущего года, а также более высокими, чем предусмотрено в расчетах к федеральному бюджету, темпами инфляции.
Динамика основных параметров федерального бюджета
┌─────────────┬───────────┬──────────────────────────────────────┐
│             │ 2000 год  │              2001 год                │
│             ├───────────┼───────────┬──────────────┬───────────┤
│             │фактически │установлено│утверждено с  │фактически │
│             │ исполнено │Федеральным│учетом допол- │ исполнено │
│             │за январь -│законом "О │нительного    │за январь -│
│             │  декабрь  │федеральном│задания       │ сентябрь  │
│             │           │бюджете на │(Распоряжения │           │
│             │           │ 2001 год" │393-р, 469-р, │           │
│             │           │           │929-р, 1423-р)│           │
├─────────────┼───────────┼───────────┼──────────────┼───────────┤
│Доходы       │  1132,1   │   1193,5  │   1441,7     │1108,4     │
│ в % к ВВП   │    16,0   │     15,4  │     18,6     │  16,8     │
├─────────────┼───────────┼───────────┼──────────────┼───────────┤
│Расходы      │  1029,2   │   1193,5  │              │ 929,6     │
│ в % к ВВП   │    14,6   │     15,4  │              │  14,1     │
│процентные   │           │           │              │           │
│расходы      │   257,9   │   239,8   │              │ 208,7     │
│ в % к ВВП   │     3,7   │     3,1   │              │   3,2     │
│непроцентные │           │           │              │           │
│расходы      │   771,3   │   953,7   │              │ 720,9     │
│ в % к ВВП   │    10,9   │    12,3   │              │  10,9     │
│Дефицит (-), │           │           │              │           │
│профицит (+) │   102,9   │     0     │              │ 178,8     │
│ в % к ВВП   │     1,4   │           │              │   2,7     │
├─────────────┼───────────┼───────────┼──────────────┼───────────┤
│Источники    │           │           │              │           │
│финансирова- │           │           │              │           │
│ния:         │  -102,9   │     0     │              │-178,8     │
│  внутренние │    -2,9   │   -11,5   │              │ -57,8     │
│  внешние    │  -100,0   │    11,5   │              │-121,0     │
├─────────────┼───────────┼───────────┼──────────────┼───────────┤
│ВВП          │  7063,4   │  7750     │    7750      │6583,4     │
└─────────────┴───────────┴───────────┴──────────────┴───────────┘



Страницы: 17 из 35  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->