Официальные документы

ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ МЕР В ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ПРАВООТНОШЕНИЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 07.07.2004 N 78. Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер)

Акцизы




21. Особенности применения предварительных обеспечительных мер в отдельных сферах правоотношений могут быть установлены нормами федеральных законов и международных договоров Российской Федерации. При применении предварительных обеспечительных мер арбитражный суд руководствуется нормами АПК РФ, если иные правила не установлены нормами международного договора.
Войсковая часть обратилась в арбитражный суд с заявлением о применении предварительных обеспечительных мер в форме ареста судна, принадлежащего иностранной компании, в целях обеспечения морского требования в связи с нанесением материального ущерба в результате столкновения с кораблями Военно-Морского Флота и повреждения причала.
Компетенция Арбитражного Суда Российской Федерации на применение предварительных обеспечительных мер в форме ареста судна, находящегося в пределах юрисдикции Российской Федерации, установлена Международной конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов (Брюссель, 10.05.1952). Аналогичные нормы предусмотрены Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Брюссельской конвенции судно, плавающее под флагом одного из Договаривающихся государств, может быть арестовано в пределах юрисдикции любого Договаривающегося государства лишь по морскому требованию. Подпункт "а" статьи 1 Конвенции в качестве одного из оснований морского требования называет причинение убытков судном при столкновении или иным образом.
Глава XXIII КТМ РФ от 31.03.1999 также предоставляет арбитражным судам право на арест судов в пределах юрисдикции Российской Федерации по морским требованиям.
В силу пункта 1 статьи 8 Брюссельской конвенции ее положения применяются к любому судну, плавающему под флагом Договаривающегося государства в пределах юрисдикции любого Договаривающегося государства. Поскольку судно, об аресте которого ходатайствовал заявитель, плавает под флагом государства - участника Конвенции, арбитражный суд руководствуется нормами АПК РФ лишь в той мере, в какой иные правила не установлены нормами Конвенции.
Руководствуясь нормами Брюссельской конвенции 1952 года, статьями 388, 389, 390 КТМ РФ, а также положениями статей 90 - 99, 250 АПК РФ, арбитражный суд удовлетворил заявление о предварительных обеспечительных мерах в форме ареста морского судна.

22. Арбитражный суд проверяет характер морского требования при рассмотрении заявлений о применении предварительных обеспечительных мер в форме ареста морского судна, так как такой арест в соответствии с требованиями международного договора Российской Федерации и законодательства о торговом мореплавании может производиться судом только по морским требованиям. Такое ограничение не касается задержания судна, осуществляемого для приведения в исполнение решения суда, арбитражного суда или третейского суда, вступившего в законную силу.
Российский судоремонтный завод обратился в арбитражный суд Российской Федерации с ходатайством о принятии предварительных обеспечительных мер в форме ареста морского судна, принадлежащего иностранному акционерному обществу, в целях обеспечения требования, возникшего из ремонта истцом данного судна.
Арбитражный суд при рассмотрении ходатайства проверил обоснованность заявления в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ и установил, что непринятие предварительных обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение будущего судебного решения по существу спора, так как должник не имеет иной собственности в пределах юрисдикции Российской Федерации, а судно - предмет требования может покинуть юрисдикцию России.
В соответствии со статьей 2 Брюссельской конвенции судно, плавающее под флагом одного из Договаривающихся государств, может быть арестовано в пределах юрисдикции любого Договаривающегося государства по любому морскому требованию, но никакому другому требованию.
В силу статьи 1 Конвенции требования, возникшие из ремонта судна, являются видом морского требования, на основании которого может быть заявлено ходатайство о применении предварительных обеспечительных мер.
Кроме того, согласно статье 389 КТМ РФ требования о взыскании долга за ремонт судна относятся к разновидности морского требования. В соответствии со статьями 388, 389 КТМ РФ обеспечение морского требования осуществляется путем ареста судна.
Заявителем также было предоставлено встречное обеспечение.
Учитывая данные обстоятельства, руководствуясь статьями 90, 94, 99 АПК РФ, арбитражный суд счел заявленное ходатайство обоснованным и подлежащим удовлетворению.

23. Арбитражный суд принимает предварительные обеспечительные меры по заявлениям стороны третейского разбирательства по общим правилам, предусмотренным нормами АПК РФ, с учетом особенностей третейской формы разбирательства споров.


Страницы: 12 из 13  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->