РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.01.2002 N ГКПИ2001-1420, 1422, 1753. О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОРЯДКА ЗАЧИСЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ЗА СЧЕТ ОТЧИСЛЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ УСЛУГИ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ, НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЙ ПО НАДЗОРУ ЗА СВЯЗЬЮ И ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ В СУБЪЕКТАХ РФ, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНСВЯЗИ РФ ОТ 08.12.2000 N 209. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Решение Верховного Суда РФ от 21.01.2002 N ГКПИ2001-1420, 1422, 1753. О признании недействующим Порядка зачисления и использования средств, полученных за счет отчислений организаций, предоставляющих услуги в области связи и информатизации, на финансирование деятельности управлений по надзору за связью и информатизацией в субъектах РФ, утвержденного Приказом Минсвязи РФ от 08.12.2000 N 209)Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
Надзор за выполнением операторами связи условий лицензий включает проведение контроля за функционированием технических средств связи и измерений, подтверждающих качество предоставления услуг в области связи и информатизации.
Деятельность органов государственного надзора за связью и информатизацией направлена на обеспечение функционирования взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, которая в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ (ред. 17.07.1999) "О связи" представляет собой комплекс технологически сопряженных сетей электросвязи, обеспеченный общим централизованным управлением.
Из письменных отзывов заинтересованных лиц, объяснений их представителей в судебном заседании видно, что, осуществляя надзор за функционированием единой системы связи, органы госсвязьнадзора осуществляют и надзор за составными элементами взаимоувязанной сети связи, к которым относятся сети связи операторов.
От соответствующего технического состояния сети связи зависят: 1) фактическая возможность конкретного оператора оказывать услуги в области связи и информатизации и 2) техническое состояние всей взаимоувязанной сети связи Российской Федерации.
В интересах каждого конкретного оператора связи поддерживать в надлежащем состоянии сети и средства связи, чтобы оказывать качественные услуги в области связи, поскольку согласно статье 28 Федерального закона "О связи" операторы связи обязаны предоставлять пользователям услуги связи, соответствующие по качеству, стандартам, техническим нормам, сертификатам, условиям договора на предоставление услуг связи.
На территории Российской Федерации действует более 100 тысяч сетей производственно - технологического назначения, содержащих радиоэлектронные средства (РЭС), которые услуги связи и информатизации не оказывают. На органы госсвязьнадзора возложен контроль за эксплуатацией этих сетей и РЭС в целях недопущения негативного влияния их функционирования на работу всей взаимоувязанной сети связи, в том числе и на нормальную работу сетей и средств связи операторов связи.
С учетом указанных обстоятельств, которые по делу не опровергнуты, отчисления, установленные обжалуемым заявителями Постановлением N 380, по мнению суда, направлены на удовлетворение потребностей операторов связи в качественном техническом состоянии как непосредственно сети связи операторов, так и всей взаимоувязанной сети связи Российской Федерации. Указанные отчисления не могут быть обособлены от потребностей организаций, предоставляющих услуги в области связи и информатизации. Вследствие этого отчисления организаций, предоставляющих услуги в области связи и информатизации, в отличие от налоговых платежей, не содержат в себе такую характеристику налоговых платежей, как индивидуальную безвозмездность (ст. 8 НК РФ).
Не относятся отчисления организаций, предоставляющих услуги в области связи и информатизации, к налоговым платежам и потому, что за нарушение обязанности по их уплате не предусмотрено каких-либо налоговых санкций. Последствием их неуплаты является приостановление действия лицензии или ее аннулирование. Именно такой подход к выявлению неналоговой природы платежа применен в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июля 1998 г. N 22-П (абз. 5 пункта 2 Постановления).
В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", действовавшей на время принятия Постановления N 380 (утратила силу с 1 января 2002 г. в связи с принятием Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ), перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяется федеральным законом.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31 декабря 1995 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (утратил силу с 1 января 2002 г. в связи с изданием Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ) до принятия указанного Федерального закона при расчете налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
Действовавший на время принятия оспариваемого Постановления Правительства РФ N 380 порядок определялся Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552.
Согласно действовавшему порядку на себестоимость продукции должны относиться расходы, перечисленные в Положении о составе затрат, а также другие виды затрат, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, а также Правительством РФ.
Страницы: 3 из 4 <-- предыдущая cодержание следующая -->