РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.01.2002 N ГКПИ2001-1420, 1422, 1753. О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОРЯДКА ЗАЧИСЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ЗА СЧЕТ ОТЧИСЛЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ УСЛУГИ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ, НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЙ ПО НАДЗОРУ ЗА СВЯЗЬЮ И ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ В СУБЪЕКТАХ РФ, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНСВЯЗИ РФ ОТ 08.12.2000 N 209. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Решение Верховного Суда РФ от 21.01.2002 N ГКПИ2001-1420, 1422, 1753. О признании недействующим Порядка зачисления и использования средств, полученных за счет отчислений организаций, предоставляющих услуги в области связи и информатизации, на финансирование деятельности управлений по надзору за связью и информатизацией в субъектах РФ, утвержденного Приказом Минсвязи РФ от 08.12.2000 N 209)Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
Открытое акционерное общество "Уралкалий" обратилось в Верховный Суд РФ с требованиями о признании недействительными пункта 4 Постановления Правительства РФ от 28 апреля 2000 г. N 380, пункта 2.2 Порядка зачисления и использования средств, полученных за счет отчислений организаций, предоставляющих услуги в области связи и информатизации, на финансирование деятельности управлений по надзору за связью и информатизацией в субъектах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 8 декабря 2000 г. N 209, а также Приказа того же Министерства от 18 апреля 2001 г. N 126 "О введении норматива отчислений".
Заявители считали, что указанные нормативные акты в части установления обязательных отчислений на содержание управлений по надзору за связью и информатизацией не соответствуют действующим федеральным законам и нарушают их права и интересы.
По мнению заявителей, установленные отчисления имеют все признаки налогового платежа, поскольку представляют денежную форму отчуждения собственности с целью содержания государственных учреждений (обеспечение расходов публичной власти), осуществляемую на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности. Установление обязательных платежей отнесено к исключительной компетенции законодателя. Правительство РФ как федеральный орган исполнительной власти не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные налоговым законодательством. Финансирование расходов на содержание государственных надзорных органов за счет проверяемых организаций противоречит статье 120 Гражданского кодекса РФ, статьям 84, 161 Бюджетного кодекса РФ, статье 26 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Введение дополнительного лицензионного условия об обязанности лицензиата производить отчисления от доходов за предоставленные услуги в области связи и информатизации выходит за пределы полномочий Правительства РФ и противоречит статьям 2, 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Указанные дела объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель ОАО "Уральская кузница" Чеховских В.Б. и представитель ОАО "Уралкалий" Михайлов В.И. требования обществ поддержали.
Представитель ГПО "Воткинский завод" в суд не явился. В телеграммах и телефонограмме объединение "Воткинский завод" просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представители заинтересованных лиц Правительства РФ и Министерства РФ по связи и информатизации Борисова Е.А., Логинов Н.А., Мальянов С.А., Министерства РФ по налогам и сборам Ступникова А.В., Министерства финансов РФ Фирсова Н.Г. возражали против удовлетворения требований заявителей, ссылаясь на то, что оспариваемые ими положения нормативных правовых актов не противоречат действующему законодательству.
Представитель заинтересованного лица Министерства юстиции РФ в судебное заседание не явился. Министерство юстиции РФ о времени и месте рассмотрения дела было извещено.
В письменном отзыве Министерство юстиции РФ просило рассмотреть дело без участия своего представителя и отказать в удовлетворении требований в отношении Постановления Правительства РФ от 28 апреля 2000 г. N 380 и Приказа Минсвязи России от 18 апреля 2001 г. N 126, поскольку в соответствии с Налоговым кодексом РФ отчисления операторов связи на содержание управлений по надзору за связью и информатизацией не отнесены к налоговым платежам. Вместе с тем сообщило, что Приказ Минсвязи России от 8 декабря 2000 г. N 209 на регистрацию в Министерство юстиции России не поступал.
Выслушав объяснения явившихся в суд представителей заявителей и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей отказать заявителям в удовлетворении требований о признании незаконными пунктов 3 и 4 Постановления Правительства РФ от 28 апреля 2000 г. N 380 и Приказа Министерства РФ по связи и информатизации от 18 апреля 2001 г. N 126, признать недействительным и не подлежащим применению Приказ Министерства РФ по связи и информатизации от 8 декабря 2000 г. N 209, Верховный Суд РФ находит, что жалобы ОАО "Уральская кузница" и ГПО "Воткинский завод" не подлежат удовлетворению, заявление ОАО "Уралкалий" подлежит удовлетворению в части.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как следует из Положения о государственном надзоре за связью и информатизацией в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2000 г. N 380, управления по надзору за связью и информатизацией в субъектах Российской Федерации входят в систему государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации, являются государственными учреждениями и находятся в ведении Министерства РФ по связи и информатизации.
Органы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации в соответствии с возложенными на них задачами осуществляют надзор за системами и средствами связи юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности и физических лиц, предоставляющих услуги в области электрической связи, информатизации и почтовой связи, а также за электронными средствами, высокочастотными устройствами различных пользователей и производственно - технологическими сетями связи.
Страницы: 2 из 4 <-- предыдущая cодержание следующая -->