Официальные документы

РЕШЕНИЕ ВАС РФ ОТ 06.10.2011 N ВАС-9939/11 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ АБЗАЦА 2 ПУНКТА 1 БАЗОВЫХ УСЛОВИЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДОЛГОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 30.01.2003 N 52. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Решение ВАС РФ от 06.10.2011 N ВАС-9939/11 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца 2 пункта 1 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.01.2003 N 52)

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)




Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) предусмотрено проведение реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния, установлены правовые основы и условия ее проведения.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 83-ФЗ реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов.
Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ Правительству Российской Федерации поручено принять необходимые нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию данного Закона.
Во исполнение Федерального закона N 83-ФЗ Правительством РФ принято Постановлением от 30.01.2003 N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", которым, в частности, утверждены Базовые условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В силу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Следовательно, Базовые условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.01.2003 N 52, изданы Правительством Российской Федерации в рамках его компетенции.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета" от 08.02.2003 N 25 и "Собрание законодательства РФ" от 10.02.2003, N 6, ст. 523, изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1092, опубликованы в "Собрании законодательства РФ" - 19.01.2009.
Согласно абзацу 1 пункта 1 Базовых условий (в редакции Постановления Правительства РФ от 31.12.2008 N 1092) реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, в том числе задолженность по пеням и штрафам за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также по платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги). Абзацем 2 этого пункта предусмотрено, что реструктуризации не подлежат задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по налогу на доходы физических лиц, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также по оплате труда.
По мнению заявителя, абзац 2 пункта 1 Базовых условий, содержащий положения о том, что реструктуризации не подлежит задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, нарушает права и законные интересы кооператива в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку противоречит статье 2 Федерального закона N 83-ФЗ.
Однако это утверждение является ошибочным.
Статьей 1 Федерального закона N 83-ФЗ предусмотрено, что данный Закон устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства.
Согласно статье 2 указанного Закона под долгом понимается просроченная, отсроченная или рассроченная задолженность сельскохозяйственного товаропроизводителя по платежам в бюджеты всех уровней, а также за поставленные ему товары (выполненные работы, оказанные услуги).
Между тем Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства в соответствии с пунктом 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации согласно названному положению не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются персонифицированными платежами во внебюджетный фонд.
Особая правовая природа и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование состоит в том, что указанные взносы являются индивидуально возмездными обязательными платежами, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации, и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (статья 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").


Страницы: 2 из 3  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->