ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Письмо МНС РФ от 29.12.2003 N ШС-6-14/1377. О Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2003 по делу N 2235/03, от 22.07.2003 по делу N 2635/03 (вместе с Постановлениями Президиума ВАС РФ от 08.07.2003 N 2235/03, от 22.07.2003 N 2635/03))Упрощенная система налогообложения (УСН)
В заявлении о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов инспекция указывает, что действовавшее в проверяемый период законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не освобождало индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, от уплаты налога на реализацию горюче-смазочных материалов.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Согласно Федеральному закону от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоги, служащие источником образования дорожных фондов, отнесены к федеральным налогам.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, масел, сжатого и сжиженного газов) уплачивают, в том числе, предприниматели, реализующие указанные материалы, в размере 25 процентов от сумм реализации (в денежном исчислении) без налога на добавленную стоимость. При перепродаже горюче-смазочных материалов предпринимателями налог исчисляется по установленной ставке от размера разницы между выручкой от реализации горюче-смазочных материалов (без налога на добавленную стоимость) и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость).
Названный Закон введен в действие с 01.01.92 Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18.10.91 N 1760-1 "О введении в действие Закона РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР".
Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", вступивший в силу в период действия Закона Российский Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", предусмотрел для индивидуальных предпринимателей замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Следовательно, налог на реализацию горюче-смазочных материалов был установлен до введения в январе 1996 года в Российской Федерации упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, что не привело к освобождению предпринимателей от обязанностей плательщиков налога на реализацию горюче-смазочных материалов.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты не основаны на законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
Разрешая спор, суды исследовали только вопрос о наличии у индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, обязанности по уплате налога на реализацию горюче-смазочных материалов и не обсудили вопрос о наличии оснований для привлечения к ответственности налогоплательщика.
Поэтому дело подлежит направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Кемеровской области.
При новом рассмотрении суду необходимо проверить обоснованность привлечения к ответственности индивидуального предпринимателя Петухова О.Н.
Руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
решение суда первой инстанции от 08.08.2002, Постановление суда апелляционной инстанции от 04.10.2002 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7322/2002-5 и Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.12.2002 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Кемеровской области.