РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕГО РЫНКА ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ. СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ТРАНСПОРТНОМ МАШИНОСТРОЕНИИ
(Приказ Минпромэнерго РФ от 18.09.2007 N 391. Об утверждении Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и на период до 2015 года)Акцизы
Учитывая длительный цикл разработки и создания продукции транспортного машиностроения, система заключения долгосрочных договоров на поставку техники является наиболее оптимальной как для производителей, так и потребителей. В случае заключения долгосрочных договоров (на 5 - 7 лет) предприятия имеют возможность планировать загрузку и расширение мощностей, а также с меньшими рисками и, соответственно, в больших объемах инвестировать в НИОКР. Необходимо внедрение практики заключения долгосрочных договоров на поставку техники между потребителем и производителем. Практика реализации долгосрочных соглашений на поставку продукции транспортного машиностроения между ОАО "РЖД" и крупнейшими производителями отрасли (ЗАО "Трансмашхолдинг", ОАО "ВМЗ", ФГУП "Уралвагонзавод") указывает на позитивную динамику развития внутреннего рынка, однако, данные соглашения закрепляют только намерения и не предусматривают ни механизма ценообразования, ни ответственности сторон.
ОАО "РЖД", как потребитель 70% продукции отрасли, имеет возможность прогнозировать потребность в подвижном составе на долгосрочную перспективу с учетом текущего состояния парка подвижного состава. Также, исходя из текущего и прогнозируемого состояния инфраструктуры, компания способна формулировать технические требования к подвижному составу в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Возможная проблема финансирования будущих закупок может быть решена за счет применения лизинговых схем.
Наряду с развитием внутреннего рынка транспортного машиностроения, целесообразно расширять присутствие российских производителей на внешних рынках.
Международное сотрудничество в части поставок подвижного состава на железные дороги общего пользования осуществляется на государственном уровне, что определяется особой значимостью этого направления торговой деятельности.
В рамках настоящей Стратегии предлагается активизировать работу в отрасли по поддержке экспорта продукции транспортного машиностроения за счет возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам и предоставления государственных гарантий по поддержке экспорта. Кроме того, предполагается провести анализ предложений по расширению перечня иностранных государств, экспорту в которые оказывается государственная гарантийная поддержка.
транспортного машиностроения
Направления повышения конкурентоспособности продукции транспортного машиностроения во многом обусловлены тем, что оно является наукоемкой отраслью, а также потребителем продукции других наукоемких отраслей.
Качество изделий транспортного машиностроения лимитировано качеством деталей и комплектующих отраслей-поставщиков, в частности, поставщиков электроники, электротехники, изделий прецизионной металлургии, металлургии сплавов и других направлений производства. Качественное развитие этих отраслей требует реализации масштабных и дорогостоящих НИОКР, инициатором которых должно выступить государство.
Технологический рост в отраслях-производителях промежуточных изделий (электротехника, металлургия, дизелестроение) и промышленного оборудования окажет влияние на качество конечной продукции не только транспортного машиностроения, но и других отраслей экономики.
В рамках реализации Стратегии развития транспортного машиностроения до 2010 года целесообразно реализовать следующие инновационные и инвестиционные проекты:
1. Разработка и постановка на производство семейства одно- и двухсистемных электровозов с бесколлекторными тяговыми двигателями.
2. Разработка и постановка на производство семейства гибридных маневровых тепловозов с высокоэффективными накопителями энергии.
3. Разработка и постановка на производство тепловозных дизельных двигателей с улучшенными показателями экономичности и экологической безопасности.
4. Разработка и постановка на производство высокотехнологичной компонентной базы в транспортном машиностроении: силовых преобразователей, кассетных подшипников, высокотемпературных кабелей.
Также рассмотреть предложения по корректировке таможенных пошлин на ввозимую новую и бывшую в эксплуатации технику, аналоги которой производятся в России.
В условиях подготовки к реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов необходимо провести анализ и подготовить предложения по созданию условий для расширения участия российских компаний в реализации инвестиционных проектов в области создания высокоскоростных магистралей, производства подвижного состава и оборудования железнодорожных путей инженерными средствами.
в транспортном машиностроении
Наращивание темпов развития транспортного машиностроения требует инвестиций в отраслевые НИОКР, основной капитал предприятий, подготовку кадров. Инвестиции могут осуществляться как российскими предприятиями, так и зарубежными компаниями. При этом, учитывая особую значимость транспортного машиностроения, участие иностранного капитала в отрасли должно быть регламентировано соответствующими инвестиционными соглашениями.
Эффективным путем расширения инвестиционных возможностей российских предприятий является консолидация отраслевых активов. В настоящее время транспортное машиностроение движется в данном направлении, что находит отражение в складывающейся структуре производства в отрасли.
Важную роль может играть выработка действенных мер государственной поддержки инвестиционных процессов в отрасли.
Страницы: 17 из 19 <-- предыдущая cодержание следующая -->