Официальные документы

АНАЛИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФАКТОРОВ СИСТЕМНОЙ ПРОБЛЕМЫ. ВЫСОКАЯ ЗАГРУЖЕННОСТЬ И ИЗНОС ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ, НИЗКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРОИЗВОДСТВА. НЕДОСТАТОК ИНВЕСТИЦИЙ В НИОКР НА СОЗДАНИЕ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА. НЕРАЗВИТОСТЬ РЫНКА КЛЮЧЕВЫХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ДЛЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ОТСУТСТВИЕ ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ

(Приказ Минпромэнерго РФ от 18.09.2007 N 391. Об утверждении Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и на период до 2015 года)

Акцизы




Системная проблема транспортного машиностроения России заключается в дисбалансе между потребностью отечественного железнодорожного и городского рельсового транспорта в современном высокопроизводительном подвижном составе и производственными возможностями предприятий, а также техническим уровнем выпускаемой продукции.
При формировании путей решения системной проблемы следует исходить из того, что:
1. Существующие мощности по производству подвижного состава, в первую очередь, магистральных локомотивов и пассажирского подвижного состава, не обеспечивают потребности железнодорожного и городского рельсового транспорта в обновлении и расширении парка подвижного состава.
2. Технический и технологический уровень значительной части производственного оборудования предприятий транспортного машиностроения и ремонтных предприятий не соответствует перспективным качественным требованиям, предъявляемым потребителями к подвижному составу.
В сфере локомотивостроения проблемы заключаются в отсутствии серийного производства магистральных грузовых электровозов постоянного тока, магистральных грузовых тепловозов, двухсистемных локомотивов и локомотивов с бесколлекторным тяговым приводом.
В сфере производства мотор-вагонного подвижного состава - в отсутствии серийного производства высокоскоростных (свыше 250 км/час) электропоездов с бесколлекторным тяговым приводом.
В сфере производства пассажирских вагонов - в недостаточных производственных мощностях для удовлетворения пикового спроса, связанного с массовым выбытием вагонов по сроку службы и наличием значительного отложенного спроса.
В сфере производства грузовых вагонов - в необходимости снижения стоимости жизненного цикла за счет увеличения надежности узлов и совершенствования конструкции вагонов.
В сфере городского рельсового транспорта (вагоны метро и трамваи) - в необходимости снижения стоимости жизненного цикла продукции, улучшения комфортности и повышения экономической эффективности эксплуатации.

3.3. Анализ составляющих факторов системной проблемы
3.3.1. Высокая загруженность и износ производственных
мощностей, низкий технологический уровень производства

Инвестиционные возможности отрасли в настоящее время ограничены низким уровнем рентабельности продукции, длительными сроками окупаемости проектов и отсутствием гарантий сбыта продукции на долгосрочную перспективу. При этом износ основных средств в отрасли составляет 70%.
Рост объемов производства продукции транспортного машиностроения должен сопровождаться адекватным расширением производственных мощностей в смежных отраслях, в частности, электротехнической промышленности, дизелестроении и т.д.
3.3.2. Недостаток инвестиций в НИОКР на создание
высокоэффективного подвижного состава

Как уже отмечалось, вследствие снижения закупок продукции отрасли у предприятий сформировался дефицит инвестиционных ресурсов.
До 2006 года практиковалось выполнение НИОКР на создание новых моделей железнодорожной техники на средства основного заказчика отрасли - ОАО "РЖД". Являясь собственником конструкторско-технологической документации, ОАО "РЖД" заказывало на ее основе производство подвижного состава.
В настоящее время ОАО "РЖД" такие НИОКРы не финансирует. В связи с этим, предприятия отрасли поставлены перед необходимостью в сжатые сроки изыскать альтернативные источники финансирования расходов на новые разработки, при этом крайне велика степень риска невозврата инвестиций компаний из-за отсутствия долгосрочных договоров.
В России в настоящее время отсутствует ряд технологий:
Технологии высокоскоростного движения:
- - производство подвижного состава;
- - производство компонентов подвижного состава;
- - подсистемы инфраструктуры высокоскоростного движения: путь, энергоснабжение, управление движением и диспетчеризация и т.д.
Технологии проектирования и производства длинномерных алюминиевых профилей для производства подвижного состава и технологии проектирования подвижного состава с применением длинномерных алюминиевых профилей и композиционных материалов.
Технологии проектирования и производства двухэтажных пассажирских вагонов.
Технологии проектирования современных транспортных систем для массовых перевозок пассажиров в сегменте городского рельсового транспорта.
3.3.3. Неразвитость рынка ключевых комплектующих
для подвижного состава и отсутствие производства отдельных
видов высокотехнологичных комплектующих

Неразвитость рынка комплектующих изделий для продукции транспортного машиностроения является существенным сдерживающим фактором развития отрасли. В среднем 70 процентов себестоимости тяговых агрегатов формируется за счет покупаемых материалов и изделий. Из 100 процентов отказов техники более 85 процентов происходит из-за низкого качества комплектующих.
В России в настоящее время фактически отсутствует производство целого ряда комплектующих, без которых невозможно создание техники, соответствующей мировому уровню. В том числе, в России отсутствует серийное производство:
- - дизельных двигателей нового поколения, соответствующих перспективным требованиям по эмиссии, расходу топлива, масла и другим эксплуатационным характеристикам;
- - тяговых преобразователей тока для бесколлекторных тяговых приводов электроподвижного состава;
- - современных тормозных систем;
- - гидродинамических и гидромеханических передач дизельного привода подвижного состава с ресурсом до 1 млн. км пробега;


Страницы: 11 из 19  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->