Официальные документы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ. СТРУКТУРА ОТРАСЛИ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ. УРОВЕНЬ КОНСОЛИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ ПО НОМЕНКЛАТУРЕ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ <*>

(Приказ Минпромэнерго РФ от 18.09.2007 N 391. Об утверждении Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и на период до 2015 года)

Акцизы




Мировой опыт показывает, что развитие транспортного машиностроения во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиций, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции, создание предпосылок для продвижения на внешних рынках сбыта.
В развитых странах государственная поддержка национального железнодорожного машиностроения носит не временный, а постоянный характер в силу особого значения этой отрасли.

1.2. Определение транспортного машиностроения

В соответствии с ОКВЭД и мировой практикой в номенклатуре продукции и услуг транспортного машиностроения можно выделить следующие основные группы:
- - подвижной состав железных дорог и городского рельсового транспорта;
- - комплектующие для подвижного состава;
- - механическое и электромеханическое путевое оборудование и оборудование для управления движением;
- - услуги по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации подвижного состава.
В номенклатуру продукции, производимой предприятиями транспортного машиностроения, входят:
Локомотивы:
- - тепловозы магистральные (грузовые и пассажирские);
- - тепловозы маневровые;
- - электровозы магистральные (грузовые и пассажирские);
- - газотепловозы и газотурбовозы;
- - электровозы промышленные и рудничные.
Вагоны грузовые:
- - полувагоны;
- - цистерны;
- - платформы;
- - крытые вагоны;
- - изотермические;
- - прочие.
Вагоны пассажирские:
- - магистральные пассажирские вагоны локомотивной тяги;
- - электропоезда и дизель-поезда;
- - скоростной подвижной состав (160 - 250 км/ч);
- - высокоскоростной подвижной состав (свыше 250 км/ч);
- - вагоны метрополитена, рельсовые автобусы;
- - трамвайные вагоны.
Путевая техника.
В соответствии с международными и общероссийскими классификаторами, в транспортное машиностроение также входят:
Производство крупноузловых комплектующих:
- - комплектов электрооборудования;
- - колесных пар;
- - тяжелого железнодорожного литья;
- - дизелей.
Услуги по модернизации продукции транспортного машиностроения.
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
2.1. Структура отрасли транспортного машиностроения

В настоящее время в отрасли работает около 500 предприятий и организаций различных форм собственности. На предприятиях отрасли работает около 200 тысяч человек.
В транспортном машиностроении в основном закончен процесс консолидации и концентрации активов. Семь крупных компаний производят 80% продукции отрасли:
- - Группа компаний "Трансмашхолдинг", объединяющая в настоящее время более 10 ведущих предприятий отрасли, являющихся лидерами в своих сегментах, в том числе Брянский машиностроительный завод, Коломенский завод, Новочеркасский электровозостроительный завод, Метровагонмаш, Демиховский машиностроительный завод и другие;
- - Группа Дедал (Вагонмаш, Петербургский трамвайно-механический завод, Сибэлектропривод);
- - Вагоностроительная компания Мордовии (Рузхиммаш, производители комплектующих для подвижного состава);
- - ФГУП "Уралвагонзавод";
- - ФГУП "Усть-Катавский вагоностроительный завод";
- - ОАО "Алтайвагон";
- - ОАО "Торжокский вагоностроительный".
Число предприятий транспортного машиностроения постоянно увеличивается за счет создания новых производств подвижного состава, комплектующих для него, а также предприятий по ремонту подвижного состава. Например, вновь созданный Уральский завод железнодорожного машиностроения, г. Верхняя Пышма Свердловской области, на котором в текущем году планируется начать производство магистральных грузовых электровозов постоянного тока с проектным объемом выпуска 120 - 140 локомотивов в год, а Вагоностроительная компания Мордовии планирует введение новых мощностей по производству грузовых вагонов.
В условиях глобального мирового рынка процесс консолидации активов в транспортном машиностроении продолжается, так как только крупные компании, производящие весь спектр подвижного состава, способны на равных конкурировать с лидерами мирового транспортного машиностроения. Консолидация активов позволяет получить синергетический эффект от объединения научно-технического и производственного потенциала предприятий, эффективно загрузить производственные мощности, привлечь достаточный объем инвестиций.
Таблица 2.1
УРОВЕНЬ КОНСОЛИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТНОГО
МАШИНОСТРОЕНИЯ ПО НОМЕНКЛАТУРЕ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ <*>

--------------------------------
<*> Данные Росстата, открытые источники.
┌─────────────┬──────────────────────┬────────┬───────┬──────────┐
│    Рынок    │  Крупнейшие игроки   │Форма   │ Число │Концентра-│
│             │                      │собст-  │игроков│ция (сумма│
│             │                      │венности│  на   │долей     │
│             │                      │        │ рынке │3 лидеров)│
├─────────────┴──────────────────────┴────────┴───────┴──────────┤
│                          Электровозы                           │
├─────────────┬──────────────────────┬────────┬───────┬──────────┤
│Магистральные│Трансмашхолдинг       │частная │1      │100%      │
│электровозы  │                      │        │       │          │
├─────────────┼──────────────────────┼────────┼───────┼──────────┤
│Промышленные │Трансмашхолдинг,      │частная │4      │92,1%     │
│и рудничные  │Александровский       │        │       │          │
│электровозы  │машзавод              │        │       │          │
├─────────────┴──────────────────────┴────────┴───────┴──────────┤
│                           Тепловозы                            │
├─────────────┬──────────────────────┬────────┬───────┬──────────┤
│Магистральные│Трансмашхолдинг       │частная │1      │100%      │
│тепловозы    │                      │        │       │          │
├─────────────┼──────────────────────┼────────┼───────┼──────────┤
│Промышленные │Трансмашхолдинг,      │частная │3      │100%      │
│и маневровые │Людиновотепловоз      │        │       │          │
│тепловозы    │                      │        │       │          │
├─────────────┴──────────────────────┴────────┴───────┴──────────┤
│                      Пассажирские вагоны                       │
├─────────────┬──────────────────────┬────────┬───────┬──────────┤
│Вагоны       │Тверской вагоно-      │смешан- │2      │100%      │
│локомотивной │строительный завод    │ная     │       │          │
│тяги         │(Трансмашхолдинг)     │        │       │          │
├─────────────┼──────────────────────┼────────┼───────┼──────────┤
│Электропоезда│Трансмашхолдинг,      │частная │2      │100%      │
│             │Торжокский вагоно-    │        │       │          │
│             │строительный завод    │        │       │          │
├─────────────┼──────────────────────┼────────┼───────┼──────────┤
│Вагоны метро │Трансмашхолдинг       │частная │2      │100%      │
│             │Группа "Дедал"        │        │       │          │
├─────────────┼──────────────────────┼────────┼───────┼──────────┤
│Трамвайные   │Усть-Катавский        │ФГУП    │3      │100%      │
│вагоны       │вагоностроительный    │        │       │          │
│             │завод                 │        │       │          │
│             │Уралтрансмаш          │ФГУП    │       │          │
│             │Группа Дедал          │частная │       │          │
├─────────────┴──────────────────────┴────────┴───────┴──────────┤
│                        Путевая техника                         │
├─────────────┬──────────────────────┬────────┬───────┬──────────┤
│Машины для   │Калугапутьмаш         │частная │6      │72%       │
│строительства│КЗ "Ремпутьмаш"       │частная │       │          │
│и планового  │Кировский Машзавод    │частная │       │          │
│ремонта путей│1 мая                 │        │       │          │
│             │Трансмаш, г. Энгельс  │частная │       │          │
│             │Тулажелдормаш         │частная │       │          │
├─────────────┼──────────────────────┼────────┼───────┼──────────┤
│Машины для   │"192 центральный      │ФГУП    │7      │68%       │
│текущего     │завод"                │        │       │          │
│содержания   │Калугапутьмаш         │частная │       │          │
│путей        │КЗ "Ремпутьмаш"       │частная │       │          │
│             │Истьинский машзавод   │частная │       │          │
├─────────────┴──────────────────────┴────────┴───────┴──────────┤
│                        Грузовые вагоны                         │
├─────────────┬──────────────────────┬────────┬───────┬──────────┤
│Грузовые     │Уралвагонзавод        │ФГУП    │15     │84%       │
│вагоны       │Алтайвагон            │частная │       │          │
│             │Рузхиммаш             │частная │       │          │
│             │Трансмашхолдинг       │частная │       │          │
└─────────────┴──────────────────────┴────────┴───────┴──────────┘



Страницы: 2 из 19  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->